Российско-украинские отношения в среду стали похожи на предвоенные. В Керченском проливе произошло первое столкновение. Украинские пограничники взяли в плен команду российского буксира “Труженик”. Из-за острова Тузла зарубежные визиты прервали Леонид Кучма и премьер Виктор Янукович.
Ситуация вокруг строительства российской дамбы в Керченском проливе становится все более абсурдной. Впрочем, нельзя не признать, что это довольно зловещий абсурд. До украинской государственной границы российским строителям осталось “досыпать” всего несколько сотен (а может быть, учитывая ударные темпы строительства, уже и десятков) метров. Для противодействия “агрессии” России погранвойска Украины уже выдвинули к острову Тузла элитные части авиации и военно-морского флота. В случае продолжения строительной агрессии Верховный Совет Украины собирается обратиться к НАТО с просьбой прислать авианосную группу для защиты территориальной целостности Украины от российских плотников-бетонщиков. Пока же погранпост на острове Коса Тузла заменен полноценной погранзаставой, а береговая линия укреплена противотанковыми ежами. Кроме того, в районе Керченского пролива украинцы начали очередной этап “предупредительных учений”. На этот раз в них задействованы не только пограничники, но и войска ВВС и ПВО. По официальным данным, в учениях задействовано 17 самолетов Су-27 и МиГ-29. Во время маневров будут проводиться пуски ракет.
Страсти разгорелись нешуточные, хотя их периодически пытаются притушить представители официальных кругов обеих стран. Сначала говорилось о том, что Россия строит дамбу исключительно с целью защитить побережье Таманского полуострова, к тому же действует на своей территории, потому беспокоиться не о чем. Однако украинские власти сразу же заподозрили подвох и угрозу территориальной целостности государства. Впрочем, в среду стало известно, что российский премьер Михаил Касьянов предложил властям Краснодарского края приостановить работы по возведению дамбы в Керченском проливе. Это было сделано потому, что украинская сторона выразила готовность начать полномасштабные переговоры по проблеме Азово-Керченской акватории. Похоже, что этого-то, то есть переговоров, и добивалась от Украины российская сторона. Из-за напряженной ситуации вокруг острова Тузла украинский президент Леонид Кучма прервал визит в страны Латинской Америки и во вчерашнем ночном телефонном разговоре с Владимиром Путиным договорился, что проблема должна быть решена на переговорах украинского и российского премьер-министров. О переговорах же заявил и премьер-министр Украины Виктор Янукович. Он срочно вылетает в Москву, отказавшись от запланированной ранее поездки в страны Балтии.
В споре о Тузле Киев ссылается на российско-украинские договоры последних лет. В них говорится, что границы между двумя государствами соответствуют советскому административно-территориальному делению, согласно которому расположенный на острове населенный пункт Средняя Коса подчинялся Керчи. Правда, Москва не соглашалась с таким решением, из-за чего Россия и Украина до сих пор не заключили соглашения о делимитации границы.
Если же следовать логике российских властей, то украинцы имеют возможность претендовать на остров по чистой случайности. “Коса Тузла стала островом после того, как в ней прокопали протоку, – заявил эксперт по СНГ Константин Затулин. – До этого она в течение долгих лет примыкала к Таманскому полуострову. Есть прежние административные решения, принятые в Советском Союзе еще в тот период, когда Крым принадлежал Российской Федерации внутри СССР”. Проще говоря, если бы Никита Хрущев не подарил Украине Крымский полуостров, оснований претендовать на Тузлу у Киева не было бы вообще. А председатель международного комитета Госдумы Дмитрий Рогозин заявил, что Тузлы как острова, на который претендует Украина, на самом деле нет. “Это просто надводная часть косы Тузла, ушедшей сантиметров на 30 под воду”, – сказал он, а затем опроверг один из главных украинских аргументов о том, что еще при советской власти Тузла административно подчинялась Керчи. Как объяснил Рогозин, в семидесятых годах заместителями председателей исполкомов Краснодарского края и Крымской области “наверно, в хмельном состоянии” был подписан документ о том, что мандаты и подписные листы удобнее возить с косы Тузла в Керчь, а не в Краснодар. “На этом безобразии основана претензия Украины, что эта надводная часть косы Тузла, которая называется остров Тузла, принадлежит Украине. А коли так, то весь Керченский пролив тоже принадлежит Украине, и она берет за проход через Керченский пролив со всех торговых судов деньги, а это деньги большие”.
В течение последних двенадцати лет вопросы о Тузле и о режиме судоходства в проливе поднимались неоднократно. Тузла остается ключевым звеном в решении проблемы делимитации границ между Россией и Украиной, определении статусов Керченского пролива и Азовского моря. Как известно, Керченский пролив – единственный естественный выход из Азовского моря. Движение судов по нему в настоящее время организовано по двум трассам: Керчь-Еникальскому каналу – КЕК (проходит вблизи Крымского побережья, находится полностью под управлением Украины) и по российским фарватерам 50 и 52. КЕК – самый глубоководный путь (проходная осадка судов до 8 м), стоимость прохода по нему рассчитывается по ставкам Украины и примерно в два раза превышает стоимость прохождения судов по мелководным фарватерам 50 и 52 (с проходной осадкой до 3 м), которая рассчитывается по российским ставкам как для судов каботажного плавания.
При проходе судов Керченским проливом между российской и украинской сторонами возникают претензии, касающиеся, по заявлению Украины, использования Россией украинских вод. Интересно и то, что довольно часто возникают случаи, когда обе стороны выставляют счета за проводку одного и того же судна. Российским Минтрансом неоднократно поднимался вопрос о создании совместного предприятия по организации движения судов в Керченском проливе и Азовском море, что, по нашему мнению, исключило бы односторонние несогласованные действия. Однако украинская сторона выступает против такого предложения, претендуя на преимущественное использование Керченского пролива.
Существует и другой, чисто технический способ решения проблемы. В отделе безопасности мореплавания Министерства транспорта два года назад провели подсчеты и выяснили, что российские суда за проход по Керчь-Еникальскому каналу платят Украине около 15 миллионов долларов в год. Это плата за навигационные, лоцманские услуги и ряд других сборов. Правда, сейчас эта сумма уже несколько меньше, поскольку недавно были проведены дноуглубительные работы на двух фарватерах под номерами 50 и 52, которые находятся в российских территориальных водах. И те суда, которые имеют небольшую осадку, могут ими пользоваться. Соответственно, часть платы за проход по каналу поступает уже в российский бюджет. Так как абсолютное большинство судов, которые проходят по глубокому Керчь-Еникальскому каналу, идут либо под российским флагом, либо направляются в российские порты, попытки сделать канал двусторонним успехом не увенчались – Украине это было совершенно невыгодно.
Есть планы по соединению фарватеров 50 и 52. Для этого нужно прорыть еще один канал по мелководью длиной примерно 800 метров и углубить эти фарватеры. В этом случае суда могут не пользоваться Керчь-Еникальским каналом и, соответственно, не платить денег Украине. Проект этот существует несколько лет, но до сих пор не реализовывался по причине неурегулированности статуса Азовского моря и Керченского пролива. Однако сейчас статус внутреннего моря за акваторией закреплен статьей 5 российско-украинского договора о сухопутной границе, и ничто не мешает России осуществить этот проект. В этом случае принадлежность Косы Тузла не будет иметь никакого значения, точно так же, как и строительство дамбы к ней. Судоходство по этой мелководной части Азовского моря не производится, и дамба может помешать только рыбацким лодкам.