Предвыборная страховка

Дав закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) поработать чуть больше трех месяцев, депутаты Госдумы вдруг страшно переполошились и начали срочно его менять.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

Дав закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) поработать чуть больше трех месяцев, депутаты Госдумы вдруг страшно переполошились и начали срочно его менять. Ясно же, что за столь короткий срок не могло появиться хоть сколько-нибудь достоверной статистики, говорящей, хорош закон или плох. И все-таки те же самые депутаты, которые закон принимали, в среду затеяли его обсуждение. Причем в этом увлекательном процессе приняли участие буквально все депутатские группы и партийные фракции. К чему бы это вдруг такая активность? Не иначе – к дождю.


Перед депутатами стоял выбор из 14 законопроектов, одни из которых предполагали полную отмену закона или перенос срока введения его в действие, другие же – льготы для пенсионеров и инвалидов. Некоторые депутаты предлагали лишить Правительство права определять тарифы, передав эти полномочия Думе. Профильный комитет Госдумы и Правительство поддержали вариант группы депутатов, среди которых были глава банковского комитета Валерий Зубов и президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. Он предполагал скидки в 50 процентов для пенсионеров и инвалидов, владеющих автомобилями российского производства старше пяти лет, снижение минимального срока страхования с 6 до 3 месяцев, а также возможности предоставления 10-процентной скидки за безаварийную езду на усмотрение страховщика.


Однако депутаты решили по-другому. В результате рейтингового голосования они приняли вариант, предложенный Геннадием Райковым и Валерием Гальченко. Он предполагает сдвиг сроков введения закона об обязательном страховании на год. То есть страхование гражданской ответственности в его нынешнем виде станет обязательным с 1 июля 2004 года, а штрафовать нерасторопных водителей гаишники смогут только с 1 января 2005 года. Официальная формулировка необходимости этого шага звучит так: “Чтобы страховые компании и автовладельцы смогли лучше подготовиться к нововведению”. Этот вариант получил 249 голосов. Идеи Коваля и Зубова также преодолели 50-процентный барьер, получив 228 голосов. Но дальше по думским правилам обсуждаться будет только поправка Райкова.


Возникает вопрос: почему депутаты выбрали заведомо непроходной вариант? Во-первых, после первого чтения должны пройти второе и третье (это случится через месяц – точная дата еще не определена), затем закон должен одобрить Совет Федерации и подписать Президент. Даже если Госдума в нынешнем составе и успеет прогнать все три чтения, то Совет Федерации его вряд ли одобрит, поскольку новый вариант закона грубо ломает принцип “обратной силы”. Ведь 5 миллионов российских граждан уже купили страховые полисы, отдав немалые деньги. Даже если предположить невозможное и допустить, что Совет Федерации закон одобрит, а Президент подпишет, работать он все равно не будет, а будет отменен Конституционным судом по искам граждан, уже имеющим полисы и попавшим под каток действия “обратной силы закона”.


Объяснить депутатские метаморфозы можно только предвыборным популизмом, осложненным предвыборной же лихорадкой.


В России около 30 миллионов автолюбителей. Вместе с семьями они составляют большую часть электората, и все они, за исключением владельцев навороченных иномарок, были против закона об ОСАГО. Кто – от недостаточной информированности, а большинство – от недостаточной материальной обеспеченности. Вот на эту публику и был рассчитан разыгранный в Думе спектакль.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще