Не только права, но и обязанности

Об особенностях предстоящих выборов рассказывает руководитель Департамента Министерства юстиции РФ по работе с общественно-политическими и религиозными объединениями Александр Кудрявцев.

Об особенностях предстоящих выборов рассказывает руководитель Департамента Министерства юстиции РФ по работе с общественно-политическими и религиозными объединениями Александр Кудрявцев.


– В начале сентября стартовала избирательная кампания по выборам в Государственную Думу. В ЦИК должны быть переданы списки партий, к которым Минюст не имеет претензий и которые, следовательно, могут принять участие в выборах. Александр Ильич, сколько таких организаций будет в 2003 году? Отправлен ли этот список в Центризбирком?


– В соответствии с Законом “О политических партиях” и с избирательным законодательством партия имеет право принимать участие в выборах в том случае, если она до момента окончания регистрации успела создать свои региональные отделения более чем в половине субъектов федерации. То есть у нее должно быть как минимум 45 региональных отделений. Регистрацию политических партий осуществляет Минюст. 4 сентября мы представили Центризбиркому список из 44 зарегистрированных партий, которые могут участвовать в выборах. Всего было зарегистрировано 56 партий, но 5 из них не успели создать региональные отделения, еще 3 сняли из своего названия слово “партия” и обратно преобразовались в общественные объединения. 4 партии не имеют права участвовать в выборах.


– Партий стало меньше, чем на выборах 1999 года. На ваш взгляд, это хорошо или плохо?


– Закон “О политических партиях” принят относительно недавно. Во время прошлых парламентских выборов действовал Закон “Об общественных объединениях”, в них могли принимать участие и партии, и общественно-политические объединения. Последних было зарегистрировано более 190. Хотя не все они приняли участие в выборах. Аналогичная ситуация, я думаю, повторится и в октябре 2003 года. Недавно состоялся форум “Выборы-2003”. В нем приняло участие 28 партий, я думаю, именно они и пойдут на выборы. Остальные даже не станут испытывать судьбу, понимая, что никаких шансов пройти в Думу у них нет. В целом, с моей точки зрения, уменьшение количества партий, процесс их укрупнения и объединения – положительная тенденция. Что такое 190 участников выборов? Кто может разобраться в их избирательных лозунгах? Это сложно даже политологу-специалисту, не говоря уж про рядового избирателя. Сравните с зарубежными государствами: в Великобритании – тори и виги, в Германии – всего 5 или 6 партий, в США – демократы и республиканцы.


– Будет ли Минюст в судебном порядке добиваться отмены регистрации некоторых партий? Какими могут быть причины для исключения политической партии из избирательной гонки?


– Кроме регистрации политических партий, Министерство юстиции осуществляет контроль за ходом избирательной кампании. Мы можем выносить предупреждения партиям за определенные нарушения. Мы вправе выходить с исковым заявлением в суд о приостановлении их деятельности и даже о ликвидации. В этом году мы, осуществляя проверку деятельности политических партий, вынесли предупреждение 7 партиям, и по 3 партиям нами направлены исковые заявления в суд об отзыве. Правда, по современному законодательству зарегистрированная партия, допущенная к выборам, может быть отстранена от участия в них по иску Минюста только за пропаганду антигосударственных действий, экстремизм, терроризм и т.д. Но по иску ЦИКа может быть снят избирательный список партии за финансовые нарушения в ходе подготовки и ведения выборов, в случае обнаружения второго гражданства у кого-нибудь из кандидатов. То есть теоретически до последнего момента возможны изменения в списке допущенных партий.


– Согласно новому избирательному законодательству в выборах имеют право участвовать только общенациональные политические партии с региональными отделениями в половине субъектов федерации и общей численностью не менее 10 тысяч членов. В свою очередь, общественно-политические объединения для преобразования в партии должны были пройти перерегистрацию до 14 июля 2003 года. И все же – есть ли возможность у общественных объединений, не изменивших свой статус, как-то повлиять на политический процесс и принять участие в предстоящих выборах?


– Закон о политических партиях установил срок, в течение которого общественно-политические организации могут преобразоваться в партии. Он истек. Часть этой возможностью воспользовалась. Остальные организации не могут выходить на выборы напрямую, но имеют полное право входить в избирательные блоки, если их устав предусматривает участие в выборах. Но это последние выборы, на которых такое объединение разрешено. В соответствии с законом с будущего года право выходить на выборы, даже в блоках, будут иметь только партии. Кроме того, есть очень много ограничений для участия общественных объединений в блоках. Не допускаются религиозные, благотворительные, профессиональные организации, объединения, членами которых являются иностранные граждане и т.д. Анализируя наш реестр, мы выделили около 250 общественных объединений, которые предусматривают в уставе участие в выборах, но, просеяв их через сито избирательного законодательства, мы в ЦИК передали список всего из 20 общественных объединений, которые могут блокироваться с партиями. В частности, мы с вами уже слышали, что недавно “Движение автомобилистов России” вошло в блок с “Либеральной Россией”.


– Правда ли, что Минюст обязал некоторые партии “изъять” из своего названия слово “партия”?


– Это были общественные объединения, которые использовали в своем названии слово “партия”, но официально не перерегистрировались. Их довольно много, порядка 60-80, а по закону эти организации не могут использовать в названии слово “партия”.


– Новой тенденцией российской избирательной жизни является усиление не только роли партий, но и их ответственности. В чем это проявляется, какие законы этому содействуют?


– В соответствии с обновленным законодательством только партия может быть субъектом политической жизни. Это важнейший пункт, свидетельствующий о повышении ее роли. Кроме того, закон о политических партиях предусмотрел государственное финансирование и поддержку политических партий, чего тоже раньше не было. Но прав без обязанностей не бывает. И поэтому политические партии имеют серьезные ограничения, касающиеся финансирования, коммерческой деятельности, производства рекламной продукции, а также членства в них. Права и обязательства партий четко регламентируются Конституцией, законами РФ “Об общественных объединениях”, “О регистрации юридических лиц”. Но основным, “профильным” для них является Федеральный закон “О политических партиях”, регламентирующий все стороны их жизни.


Наталья ВОЛГИНА.
Пресс-центр Минпечати РФ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще