Выборы в Госдуму РФ нынче будут проходить в соответствии с новым избирательным законодательством, и новшества прежде всего направлены на то, чтобы обеспечить всем кандидатам равные условия в ходе предвыборной кампании. Поэтому использовать административный ресурс и “пиарить” одних кандидатов, оттесняя других, будет сложнее. Эти новшества настолько напугали некоторые издания, что они вообще отказались освещать выборы, чтобы не попасть впросак и избежать потом разбирательств в суде и с проигравшими кандидатами. Во всяком случае, такая информация прозвучала из уст руководителя Поволжского межрегионального территориального управления Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Светланы Ждановой на недавней встрече с журналистами. А министр этого ведомства Михаил Лесин выразил озабоченность тем, что СМИ во время выборов поставлены в очень жесткие условия и не смогут в полном объеме выполнять присущие им функции. Публикуя, например, сведения о профессиональной деятельности какого-нибудь известного политика, претендующего на депутатский мандат, вполне можно нарваться на судебный иск, поскольку конкуренты могут счесть это за агитацию. В новостных лентах появятся многочисленные бреши, а некоторые издания вообще будут вынуждены отказаться от привычных форматов вещания и публикации материалов…
На самом деле не так страшен черт, как его малюют. Во-первых, период агитации, когда действуют эти ограничения, длится всего месяц – отсчет начинается с 7 ноября 2003 года. Во-вторых, выборы – прекрасная возможность заработать, и вряд ли СМИ ее упустят. Другое дело, что зарабатывать надо с умом, с постоянной оглядкой на закон и возможные действия недоброжелателей. Пока агитационный период не начался (а он не начнется до тех пор, пока кандидаты по одномандатным округам, а также списки претендентов от партий и блоков не будут зарегистрированы в избиркомах), разрешена разного рода информационная и аналитическая публикация о предполагаемых кандидатах. Только, как заметила Светлана Жданова, она не должна содержать открытой агитации с призывом голосовать на выборах 7 декабря за ту или иную конкретную личность. Но как отличить открытую агитацию от скрытой аналитики – решать, видимо, придется лишь суду, от компетентности и неангажированности которого все в конечном счете и будет зависеть.
Самое интересное начнется, конечно, после 7 ноября, когда кандидаты, открыв забрала, ринутся в бой. И тут редакциям нужно держать ухо востро, поскольку вступает в силу принцип обеспечения всем выдвиженцам равных условий. Но как быть, если кандидату не нравится то или иное издание и он не желает в нем “пиариться”? Пригласительная телефонограмма редакции на жеребьевку этому кандидату – это достаточное основание в суде (на тот случай, если дело, не дай Бог, дойдет до него), чтобы себя обезопасить? Опять нет ответа, поскольку таких прецедентов еще не было. Поэтому лучше всего, как посоветовала Светлана Жданова, заручиться письменным отказом. Правда, она не подсказала, как добиться этого на практике: ведь ожидается, что в выборах примут участие более 20 партий и претенденты по одномандатным округам. Что прикажете делать: бегать за каждым кандидатом и требовать отказного документа?..
Словом, подводных рифов, что ожидают СМИ в период выборной кампании, хватает. Как говорится: знал бы заранее, где упасть придется, соломку бы постелил…