Никто не любит признавать собственные неудачи и тем более – поражения. Американцы в особенности. И все же мировое лидерство дорого обходится американским налогоплательщикам. Причем “налог за лидерство” приходится платить не только деньгами, но и человеческими жизнями.
Пентагон обнародовал цифру потерь США в Ираке – 152 убитых военнослужащих. Однако, по оперативным данным российского Генштаба, в Ираке убито около 500 солдат и более 2500 ранено. Причем большая часть потерь приходится на время после официального окончания военных действий.
Ситуация приобретает все признаки партизанско-диверсионной войны, подобной той, которую мы имеем в Чечне. Это оказалось большой неожиданностью. Ликование иракцев по поводу свержения Саддама Хусейна очень быстро сменилось негодованием по поводу хозяйничанья американцев в Ираке. А результатом этого негодования стали чуть ли не ежедневные нападения на военнослужащих США и диверсии на нефтепромыслах. У американцев стали сдавать нервы. От прикармливания и агитации иракцев американское военное командование перешло к тактике запугивания и угроз. Всем, кто владеет информацией о местонахождении С.Хусейна и его ближайших соратников, но не желает сотрудничать в их розыске с армией США, пригрозили смертной казнью. Вряд ли эти угрозы добавят американцам популярности в оккупированной стране.
Америка очень чувствительна к людским потерям, поэтому военное ведомство их и скрывает. Но еще более чувствительны отдельные американцы, которые, собственно, и затеяли иракскую авантюру ради грядущих нефтяных барышей, к несбывшимся надеждам. Более чем через два месяца после окончания военных действий и полной оккупации страны нефтедобыча здесь не составляет и половины довоенного уровня. Расчеты американцев залить мировой рынок дешевой иракской нефтью и тем самым резко поднять экономику США не оправдываются. Напротив, каждое новое сообщение о диверсиях на нефтепромыслах приводит к очередному скачку цен на мировом нефтяном рынке.
Объективные военные и экономические обстоятельства вынуждают США сменить предвоенное высокомерное пренебрежение Организацией Объединенных Наций на поиск возможных союзников в вопросах стабилизации положения в Ираке. Дело это не простое. Пока даже не удается эффективно координировать действия союзников, уже имеющих воинские контингенты в Ираке. Британский премьер-министр Тони Блэр, взятый “за жабры” парламентом в связи с фальсификацией так называемого иракского досье, послужившего обоснованием участия англичан в военных действиях, вынужден выводить свои войска из этого проклятого места, несмотря на недовольство заокеанского союзника. А голландский контингент численностью 1100 человек отказался подчиняться командованию польского экспедиционного корпуса, призванного заменить убывающих британцев. Решения этого конфликта американцы найти пока не могут.
Дело дошло до того, что США стали искать поддержку даже в тех странах, которые выступали против применения военной силы в Ираке. И, в частности, в России. Расчет тут, видимо, на то, что Россия потеряла в Ираке все, что имела, – долги, позиции корпораций, перспективы заключения новых контрактов и т.д. Теперь американцы, кажется, поняли, что это слишком и может навредить Президенту В.Путину как внутри страны, так и за рубежом. А В.Путин для нынешней администрации США оказался довольно удобным партнером. Потому-то и прилетел в Москву заместитель госсекретаря США Уильям Бернс для переговоров с нашим заместителем министра иностранных дел Юрием Федотовым по координации усилий в урегулировании иракской ситуации. Но тут он наткнулся на российское предложение по принятию новой резолюции Совета Безопасности ООН по этой стране. Документ, как заявил министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, должен “открывать ясную перспективу выхода на политическое урегулирование ситуации в Ираке и, прежде всего, формирование законного руководства страны”.
Но как раз с формированием законного правительства в Ираке дела у американцев идут неважно. Пока им даже не удается добиться хотя бы видимости единства в правящем совете Ирака, который сами же американцы и сформировали. В результате избрать постоянного председателя этого совета так и не удалось, и возглавлять его будут поочередно все 25 членов совета, сменяясь каждый месяц. Даже неискушенному в политике человеку понятно, что такой орган реальной властью быть не может, а способен только служить декорацией, оттеняющей реальное управление страной американцами. И такое положение, если дать поправить каждому члену совета, должно продлиться больше двух лет. Американцам, надо думать, такой срок нужен для того, чтобы как-то нейтрализовать политическую активность шиитского большинства населения. Ведь если этого не случится, а свободные выборы проводить все-таки придется, то в Ираке появится клерикальное антиамериканское правительство наподобие того, которое правит сейчас в Иране.
Допустить этого американцы не хотят, а не допустить вряд ли могут. В итоге им придется поддерживать марионеточное правительство, не пользующееся доверием населения. И они получат в Ираке то же самое, что имеют сейчас в Афганистане, где проамериканское правительство Х.Карзая контролирует, по сути дела, лишь столицу, да и то только благодаря присутствию американских рейнджеров. На остальной территории властвуют родо-племенные вожди и оживают недобитые отряды талибов. Неутешительным результатом афганской экспедиции США стал резкий рост производства наркотиков, которые через Таджикистан и Россию хлынули в Европу, да и в ту же Америку.
Если в Ираке повторится афганский вариант, то для поддержания работоспособности нефтепромыслов придется держать там огромный воинский контингент. Конфликт между министром обороны США Д.Рамсфэльдом и командованием сухопутных сил как раз и возник из-за того, что последнее считает недостаточной численность оккупационных войск в 150 тысяч человек. Но и при нынешней их численности каждый месяц оккупации обходится американским налогоплательщикам в 4 миллиарда долларов. При таких затратах никакая нефтедобыча не будет рентабельной. Командующего уволили. Но какие проблемы это увольнение решило?
Складывается впечатление, что американской администрации не хватает толковых аналитиков, способных просчитывать отдаленные последствия предпринимаемых действий. Или они не пользуются достаточным влиянием. А в результате совершаются крупные внешнеполитические ошибки, почти точно повторяющие ошибки Советского Союза.