ВОЗМОЖНА ЛИ честная и объективная социология в избирательных кампаниях? Какие интриги ожидаются в период парламентских выборов? Можно ли дать точный прогноз их результатов? На эти и другие вопросы постарались дать ответы участники “круглого стола” “Социология в избирательных кампаниях”, организованного межрегиональным СМИ-клубом “Выборы в России 2003/2004”.
Обсуждая складывающуюся в стране накануне парламентских выборов политическую ситуацию, большинство собравшихся – а это в основном были руководители и эксперты ведущих российских социологических центров – склонялись к мысли о том, что нынешняя расстановка политических сил в Госдуме, скорее всего, сохранится, но дать достоверный прогноз в такой стране, как Россия, нельзя. Как отметил представитель АРПИ Михаил Тарусин, практика показывает, что, несмотря на прогнозы, хотя бы один сюрприз в период выборов обязательно случается. Как считает Тарусин, в этом году интрига в том, наберет ли 5% голосов, необходимых для вхождения в состав Госдумы, СПС. Его точку зрения разделяет и главный научный сотрудник ВЦИОМ Леонид Седов, который констатировал, что в последнее время рейтинг СПС и ЛДПР несколько снизился за счет того, что молодежный электорат начинает отдавать предпочтение “Единой России”.
Руководитель центра “Глас народа” Александр Кинсбурский полагает, что клуб парламентских партий может расшириться – так, наблюдается положительная динамика у “Народной партии”. Многое, по мнению экспертов, зависит от того, кому отдадут свои голоса приблизительно 15% избирателей, до сих пор не определившихся со своими политическими предпочтениями. Реальный результат выборов зависит также и от так называемых малых партий, которые способны “оттянуть” на себя до 20% электората. Кое-кто из участников “круглого стола” отметил усиление такого “игрока”, как голосование “против всех”. Однако с этим мнением были согласны далеко не все – генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что в нашем обществе не принято голосовать “против всех” и таких избирателей будет не больше 5%. С точки зрения Бунина, в предстоящей кампании есть три основные проблемы: опередит ли КПРФ “Единую Россию”, а “Яблоко” – СПС и появится ли в Госдуме шестой участник (видимо, социологам заранее известно, что ЛДПР перешагнет заветный 5%-ный барьер).
Что же касается предоставления обществу честной и объективной социологической информации, то участники “круглого стола” считают, что крупные социологические фирмы сегодня дорожат своей репутацией и не занимаются подтасовкой данных. Недостоверные результаты опросов могут появляться в ходе предвыборных кампаний в регионах – но это, скорее, относится к области “серых” политтехнологий, а не собственно к социологии. К тому же у многих политиков нет культуры обращения с социологическими данными.
Многие социологи сетовали на то, что в соответствии с новым избирательным законом запрещается публиковать итоги социологических опросов уже за шесть дней до выборов. По мнению представителя Центральной избирательной комиссии Ильи Шаблинского, это связано с вполне обоснованными опасениями в том, что информация может оказать на избирателей агитационный эффект. Сам же ЦИК готов использовать данные ученых в своей деятельности. Так что, возможно, в скором времени граждане смогут узнавать результаты социологических опросов во время эфирных десятиминуток, которые еженедельно должны предоставляться ЦИК для разъяснительной работы.
Пресс-служба Министерства РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.