17 июля пленарной сессии Госсовета предстоит рассмотреть представление прокурора Татарстана Кафиля Амирова об устранении нарушений законодательства о выборах.
Дело в том, что согласно Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” начиная с 14 июля 2003 года все выборы в законодательные органы государственной власти субъектов России должны проходить по смешанной системе и не менее половины депутатских кресел в региональном парламенте или одной из его палат по итогам выборов должны занять представители от различных федеральных партий. Соответственно и региональное законодательство к этой дате должно быть приведено в соответствие с нормами этого закона. Однако далеко не во всех российских субъектах успели это сделать и во многом из-за постоянно меняющегося федерального избирательного законодательства.
Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов задолго до “дня Х” дал команду для прокуроров субъектов РФ подготовить соответствующие нормы прокурорского реагирования. И тем самым вызвал очередное недовольство региональных
законодателей. На недавней встрече руководители парламентов субъектов России, входящих в Приволжский федеральный округ, даже пожаловались представителю Президента Сергею Кириенко. И тот как мог постарался успокоить
парламентариев, мол, есть джентльменское соглашение, что в тех регионах, где законопроекты приняты в первом-втором чтении, протесты не последуют.
Хотя, как отметил С.Кириенко, договариваться с прокуратурой невозможно, там не ведут переговоров и пишут предписания автоматически.
– Прокуратура – это не тот орган, который может дискутировать о целесообразности, – сказал он. – Позиция генерального прокурора весьма проста: если неправильный федеральный закон – меняйте его. Но пока не поменяли, я пишу протест. Договоренность существует о следующем: мы не можем просить органы прокуратуры не писать протесты, чтобы они формально выполнили свои обязательства. Но можем просить не устраивать эскалацию в судебных органах, ибо все понимают, что в ближайшее время вопрос будет разрешен.
В принятом минувшей осенью в первом чтении законопроекте о выборах депутатов Госсовета РТ требования федерального закона учтены. И судя по тому, что прокурор К.Амиров не стал выносить протест, а ограничился представлением, можно считать, что Госсовет Татарстана пока может особо не беспокоиться. Другое дело, что, уходя на каникулы, депутаты так и не решили, каким быть следующему парламенту.
Подготовленный ко второму чтению законопроект предусматривал однопалатный парламент, состоящий из 50 депутатов. Однако 28 ноября 2002 года он был снят с рассмотрения ХIII пленарной сессии.
Сколько палат будет в Госсовете Татарстана – одна или две, теперь определится лишь осенью. Рабочая группа по разработке законопроекта во главе с секретарем парламента Валентиной Липужиной подготовила две пухлые папки и аналитическую справку, где приведены все плюсы и минусы обоих вариантов. Не исключено, что судьба Госсовета определится простым арифметическим подсчетом плюсов и минусов, но, скорее, это будет политическое решение.
В Законе “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, вступившем недавно в действие, нет запрета на формирование двухпалатного парламента.
В свое время Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, выступая на заседании Совета законодателей России перед Президентом РФ Владимиром Путиным, предлагал принять рамочный вариант закона в части партийного представительства в парламентах субъектов России. Чтобы не 50% мандатов уходило по партийным спискам, а от 25% до 75%. Но это предложение не было учтено. Ф.Мухаметшин и по сей день настаивает на том, что “в России многопартийность не стала реальностью”.
– Я знаю регионы, где представлена только коммунистическая партия, – сказал Ф.Мухаметшин. – Есть субъекты, в которых очень сильное влияние “Единой России”. Других партий же наберется от силы одна-две, но с маленькими, скорее, формальными представительствами. Естественно, в этих регионах все 50 процентов “партийных” мест в законодательных органах займет одна партия. Но парламент должен быть многопартийным. По крайней мере, этого очень хочется. Как и того, чтобы в нем были представители административно-территориальных образований для лоббирования интересов своих территорий, у которых немало разных проблем.
В варианте с двухпалатным Госсоветом нижняя палата из 30 парламентариев наполовину состоит из представителей партий, наполовину – из депутатов, избирающихся по одномандатным округам. Верхнюю палату составят представители административно-территориальных образований. Теоретически учтены интересы всех: и партий, и отдельных избирателей. Однако ничего не мешает кандидату – представителю какой-либо партии пойти по округу и победить. А затем войти в состав фракции, усилив влияние партии. Еще один минус: если нижняя палата парламента будет работать на постоянной основе, то депутаты верхней палаты, если не наделить ее достаточно серьезными полномочиями, станут “свадебными генералами”.
Не все ясно с полномочиями председателей палат. Кто из них будет представлять парламент в отношениях с исполнительной властью республики и с федеральными органами, например, Советом Федерации, Конституционным Судом, чья подпись будет на законопроекте, отправленном Президенту? Как быть с Аппаратом? В Госсовете очень не хотят его разделения. Ведь тогда не исключены ситуации, когда два правовых управления каждой из палат будут давать противоречащие друг другу заключения на один законопроект.
В условиях, когда в Госсовет по партийным спискам могут прийти в основном члены “Единой России”, чтобы не было однобокого партийного представительства, Ф.Мухаметшин сегодня больше склоняется к двухпалатному парламенту.
– Меня волнует то, что в условиях партийной дисциплины вертикаль “Единой России” заканчивается съездом в Москве, – заявил он недавно. – И какие-то его решения могут оказаться совсем не в интересах республики, идти вразрез с действующей Конституцией Татарстана и тем самым поставят в неудобное положение наших депутатов, которые, вполне возможно, проголосуют по партийной принадлежности. Тогда нам нужна вторая палата, чтобы мы могли вернуть тот или иной закон на согласительные процедуры и вместе доработать его в интересах нашей республики.
На взгляд Ф.Мухаметшина, Госсовет должен быть многопартийным, тогда это будет дискуссионный парламент, представляющий различные мнения. При наличии нескольких фракций мы можем сделать нижнюю палату настоящим законодательным органом с борьбой мнений и интересов, в том числе и партийных. И через эту борьбу обеспечить нормальное прохождение законопроектов. Это будет трудная, но интересная работа, отметил он.
Неудивительно, что с таким большим опытом Фарид Мухаметшин нацеливается на работу в нижней палате: “Там надо проявлять гибкость, знания, упорство, принципиальность, чтобы сделать нижнюю палату эффективно работающим органом представительной власти”.