На чиновника надейся, но и сам не плошай

В летнее затишье чиновники городских и районных администраций засели за штудирование Закона РТ “О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан”.

В летнее затишье чиновники городских и районных администраций засели за штудирование Закона РТ “О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан”. Зональные семинары-совещания прошли в Нурлате, Набережных Челнах и в Казани.


Будет ли толк от учебы – это, надо полагать, оценят сами граждане. А пока познакомим читателей с некоторыми нюансами закона.


 


Почему закон писан?

Собственно, до 2 мая 2003 года основным документом, регламентирующим порядок приема и рассмотрения обращений граждан, оставался Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. Он и сегодня, являясь федеральным, продолжает действовать. Однако для обеспечения в судебном порядке защиты прав и свобод граждан лишь положений этого указа недостаточно.


– В правотворческой деятельности, регулирующей данную сферу общественных отношений, законодательно не закреплены полномочия органов власти, сформированных после 1993 года, – поясняет один из разработчиков Закона РТ “О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан”, уполномоченный по правам человека в РТ Рашит Вагизов. – Положения указа исходят из централизации государственной власти, строгой подотчетности по вертикали. Они содержат общие требования, не вписывающиеся в сложившееся по Конституции РФ 1993 года федеративное устройство государства, основанное на разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.


Закон РТ детально регулирует конституционное право на обращение граждан Татарстана, иных граждан РФ, иностранных граждан, а также лиц без гражданства, законно находящихся на территории республики, в органы государственной власти и управления республики, к должностным лицам, государственным служащим, руководителям предприятий, учреждений и общественных объединений по вопросам, затрагивающим их интересы.


Поэтому в условиях обилия нерешенных вопросов, возросшей социальной и политической активности граждан, при отсутствии специального федерального, наш закон устраняет правовой пробел в законотворчестве республики. Одним из его достоинств является обоюдная ответственность – как государственных органов и должностных лиц, так и граждан. Нарушение закрепленного законом порядка рассмотрения обращений граждан либо неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения обращений, принятие необоснованных решений, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни граждан влекут ответственность виновных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. К ним могут быть применены меры в соответствии с федеральными законами “Об основах государственной службы в Российской Федерации”, “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, а также с соответсвующими законодательными актами Республики Татарстан.


Письмецо в конверте – погоди, не рви!

То, что многие проблемы порождаются не столько финансовыми трудностями, сколько безынициативностью и равнодушным отношением чиновников к насущным потребностям граждан, известно всем.


Один из таких типичных фактов был обнародован организаторами семинара в Набережных Челнах. Это хождение по мукам жителя одного из районов республики, который, получив в наследство земельный участок, решил заново замерить его и сопоставить полученные цифры с теми, что указаны в документах. С этим он обратился к председателю кооператива. Тот направил его в администрацию района, а там в свою очередь посоветовали идти к председателю кооператива. В конце концов, просьба гражданина поступила в Аппарат Президента РТ.


Показательно, что половина обращений, поступивших в прошлом году в адрес Президента республики и его Аппарата, – от казанцев, 20 процентов – от жителей городов и районов республиканского подчинения, столько же – от сельчан, 10 процентов – от граждан, проживающих за пределами Татарстана. Всего же в 2002 году было 9626 обращений граждан, в том числе 6789 письменных и 2837 устных. Самим Президентом и руководителем Аппарата были рассмотрены 3424 жалобы.


О том, что глава республики не остается равнодушным к вопросам, вызывающим большой общественный резонанс, сомневаться не приходится. Достаточно вспомнить прошлогоднюю историю с отменой праздника пива в Казани.


Очень жаль, что в республике несколько подзабыт единый день приема граждан, назначенный постановлением Кабинета Министров РТ на 14 часов по вторникам. Недостатком в работе с обращениями заведующий отделом писем и приема граждан Аппарата Президента РТ Хабир Иштиряков считает и отсутствие в администрациях отлаженной системы делопроизводства, действенного контроля и постоянной аналитической работы.


Нормы, вменяющие все это в обязанность органов и должностных лиц, есть в Законе РТ “О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан”. Он действует с 27 мая 2003 года.


Наряду с правом граждан на обращения, данный закон закрепляет обязанность органов власти и должностных лиц в единые предельные сроки рассмотреть обращения, принять по ним законные и обоснованные решения. Так, обращения, не требующие продления или принятия безотлагательных мер, рассматриваются в течение месяца. Сокращенные сроки – 15 дней – предусмотрены для работы с обращениями, не нуждающимися в дополнительном изучении. Конечно, возможно продление сроков работы над обращениями, но не более чем на один месяц. Причем важно известить о новом сроке самого заявителя. Таким образом, общий срок работы с обращениями не может превышать двух месяцев. За исключением случаев, когда материалы, необходимые для решения вопроса и дачи ответа заявителю, рассматриваются в суде. Тогда время изучения вопроса продлевается на весь период судебного разбирательства.


В сокращенные сроки рассматриваются жалобы и заявления военнослужащих, членов их семей, в республиканских органах – до 15 дней со дня их поступления, в местных органах – безотлагательно, но не позднее 7 дней.


Когда заявитель не прав

Привычка заволокитить вопрос присуща не только чиновникам. Бывает, этим грешат и простые граждане. Скажем, человек в своей жалобе поставит дату, а направит письмо в орган власти позднее. Получив ответ в положенный срок, но, подзабыв об истинной дате отправки корреспонденции адресату, он затевает судебную тяжбу. По этой причине дважды приходилось держать ответ в суде заведующему отделом писем и приема граждан Аппарата Президента РТ. Выручила наработанная четкость в работе отдела. Конверт с почтовым штемпелем восстановил память забывчивого гражданина.


Многоопытные специалисты по работе с обращениями граждан выделяют две причины, по которым заявители считают, что ответа на свое обращение не получили. Первая заключается в неудовлетворенности заявителя ответом. Вторая – в том, что человек обратился с письмом, например, к главе администрации, а ответ получил от иного должностного лица. Подобные нюансы вызывают повторные обращения.


Если следовать букве закона, ни одно обращение не должно оставаться без внимания. Пусть в десятый раз, но приходится отвечать на один и тот же вопрос.


Об анонимках, клевете и оскорблениях

В законе сказано, что заявитель должен указать свои ФИО, данные о месте жительства или работы (учебы), дату и поставить личную подпись. Без сведений о самом гражданине обращение признается анонимным.


Жизнь, понятно, есть жизнь. Кто-то под жалобой поставит только фамилию, неразборчивую подпись… Анонимка? Закон на этот вопрос отвечает утвердительно. Но, как говорят специалисты, нельзя отмахиваться от сути письма. Если в анонимном письме изложены факты о совершенном преступлении, то они проверяются в порядке, установленном законодательством. В соответствии с УПК анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Но, если в нем сказано о совершенном или готовящемся преступлении, сообщение направляется в правоохранительные органы.


Вообще анонимка анонимке – рознь. Если в письме дельное предложение, направленное на улучшение деятельности какого-либо ведомства, почему бы и не обратить на него внимание?


Известно, что жалоба, например, на сослуживца или соседа, может быть оформлена по всем требованиям закона, но вот суть… Изложенное в ней может оказаться клеветой.


По закону, подача гражданином обращения, в котором содержатся сведения клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.


Клеветой считается распространение заведомо ложных сведений, оскорблением – унижение чести и достоинства какого-либо лица, выраженное в непристойной форме. За клевету и оскорбление предусмотрено наказание штрафом, обязательные либо исправительные работы. Кроме того, лицо, обвиняемое в клевете, может быть подвергнуто аресту на срок от трех до шести месяцев.


Зульфира ТУГАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще