Во время европейской конференции “Конституционный статус регионов в Российской Федерации и других европейских странах. Роль региональных законодательных органов в усилении “единства в многообразии”, проходившей в Казани 11-12 июля, с журналистами встретился заместитель руководителя Администрации Президента России Дмитрий Козак, возглавляющий Комиссию по разграничению полномочий между разными уровнями власти при Президенте РФ. Он ответил на ряд вопросов, которые сводились к уточнению его позиции по недавно принятому Федеральному закону “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, поставившему точку в длительной дискуссии с участием политиков и ученых, по практике договорных отношений между федеральной властью и субъектами РФ.
– Дмитрий Николаевич, в своем докладе вы говорили о процедуре вмешательства федерального центра в деятельность государственных органов власти субъекта. По каким из трех вероятных оснований центр мог бы вмешаться в ситуацию с латиницей?
– В случае, если будет нарушаться недавно вступивший в силу федеральный закон. С ним можно соглашаться или не соглашаться. Но мы не станем цивилизованной страной до тех пор, пока не будем подчиняться законам, принятым по демократическим процедурам. Если появятся судебные решения и кто-то не подчинится этим решениям – это и будет основанием для вмешательства.
– Ваше отношение к асимметричной федерации?
– Наша Федерация также является асимметричной – согласно Конституции РФ, допускающей заключение договоров. Но при этом чрезвычайно важно, чтобы договорное разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации проводилось на достаточно прочной правовой основе, чтобы оно было цивилизованным и чтобы это не ущемляло прав других граждан, не порождало у отдельных регионов иждивенчества. Асимметрия ради асимметрии нам не нужна.
– Татарстан претендует на право заключения отдельного договора. Вы сказали, что будет два основания – географическое и историческое. На какие из них может полагаться Татарстан – на историческое?
– Такие предложения могут поступать от каждого субъекта РФ. Но теперь этот процесс должен осуществляться в рамках федерального закона. Есть ли такие основания или нет, имеются ли особенности, которые обуславливают необходимость заключения договора и предоставления какому-то субъекту дополнительных полномочий, – теперь это компетенция парламента России. Как решит Государственная Дума, какую позицию займет Совет Федерации, где представлены все регионы, – так тому и быть. На сегодняшний день существует официальная позиция, что такие особенности имеются у Чеченской Республики, которые позволяют ставить вопрос о заключении договора. Но пока даже трудно сказать, каким он будет по содержанию.
– Неужели в Татарстане надо начать взрывать, чтобы появились такие особенности?
– Не дай вам бог таких особенностей. Если кому-то захочется ради заключения договора что-то взрывать, подвергая опасности своих жителей, – не приведи господь, чтобы это произошло.
– На ваш взгляд, вернется ли законопроект о реорганизации местного самоуправления ко второму чтению и какова ваша оценка поправки, которая отсрочила введение в действие закона до 2006 года?
– Вполне возможно, что парламент вернется ко второму чтению – это его право – для устранения в отдельной части закона незначительных внутренних противоречий, которые возникли после рассмотрения во втором чтении. И такое развитие событий меня не пугает.
По поводу же отсрочки введения в действие закона на один год – с 2005 до 2006-го, то эта поправка – не принципиальная. Нам важно, учитывая тот факт, что сам процесс принятия данного закона несколько затянулся, создать больший переходный период, во время которого учесть все нюансы, принять сопутствующие и корреспондирующие этому закону и закону об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ поправки в действующие законы, в частности, в Налоговый и Бюджетный кодексы. В общем, сделать все возможное, чтобы пусть на год позже, но этот механизм заработал на благо Российской Федерации.