В среду в Пекине начались переговоры между представителями КНДР и США при посредническом участии китайских дипломатов. Цель переговоров – разрядить обстановку на Корейском полуострове, накалившуюся в последнее время до предела.
Отношения между США и Северной Кореей никогда не были безоблачными. Начать хотя бы с того, что сама Корейская Народно-Демократическая Республика родилась в результате войны, в которой на одной стороне воевали вооруженные силы США под флагом ООН, а на другой – китайские войска и советские специалисты под флагом Северной Кореи. Война закончилась перемирием 1953 года, ставшим фактическим признанием равенства противоборствующих сторон. Разумеется, в последующие годы все “прелести” холодной войны распространялись и на КНДР, но дальше упреков в нарушении прав человека дело не заходило. Более того, известие о наличии у КНДР собственной ядерной программы привело не к вспышке раздражения со стороны США, а к вполне разумному соглашению 1994 года, по которому США обязались поставлять в КНДР мазут для тепловых электростанций и даже построить там к 2003 году атомную электростанцию на двух легководных реакторах. В обмен КНДР заглушила собственный реактор, позволяющий получать оружейный плутоний, присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и допустила на свою территорию инспекторов МАГАТЭ.
Относительная стабильность в двусторонних отношениях нарушилась после 11 сентября 2001 года, когда США отнесли КНДР к “оси зла” наряду с другими странами-изгоями. Далее пошел обмен заявлениями “по нарастающей”, достигший пика в октябре прошлого года. Корейцы тогда заявили, что перед лицом американских угроз народ КНДР вправе иметь на вооружении “не только ядерное, но и более страшное оружие”. Американцы же восприняли это заявление как прямую угрозу создания северокорейцами собственной атомной бомбы. Реакция была соответствующей. США практически вышли из соглашения от 1994 года. КНДР в ответ вышла из ДНЯО, выслала из страны инспекторов МАГАТЭ и заявила, что размораживает свой исследовательский реактор, позволяющий перерабатывать отработанное ядерное топливо в оружейный плутоний.
Дело приняло нешуточный оборот. В принципе, обе стороны демонстрировали стремление к переговорам для урегулирования разногласий. Их началу мешали два обстоятельства. Во-первых, США предлагали решать проблему остановки ядерной программы КНДР в международных организациях, полагая, что эта программа несет в себе именно международную угрозу, тогда как КНДР настаивала на прямых двусторонних переговорах, исходя из того, что сама проблема возникла по причине нарушения Америкой двустороннего же соглашения. А во-вторых, КНДР соглашается свернуть свою ядерную программу только в обмен на гарантии безопасности в виде замены соглашения о перемирии от 1953 года на мирный договор с США или хотя бы на пакт о ненападении. США же настаивают на прекращении действия этой программы без всяких условий.
Судя по тому, что переговоры начались в трехстороннем формате, по первому пункту разногласий обе стороны пошли на уступки. Америке не удалось уйти от прямой встречи с Северной Кореей, а КНДР, в свою очередь, согласилась на посредничество Китая. Причем выбор посредника здесь вовсе не случаен. Ведь если на самих переговорах удастся найти формулу разрешения разногласий и по второму пункту, то Китай окажется как нельзя более кстати, так как именно при его посредничестве подписывалось соглашение о перемирии 1953 года.
Впрочем, шансы на быстрое урегулирование не слишком велики. Об этом говорит хотя бы уровень участников переговоров. Соединенные Штаты на встрече представляет заместитель госсекретаря Джеймс Келли. Делегацию КНДР возглавляет чиновник рангом значительно ниже – заместитель начальника отдела стран Америки МИД КНДР Ли Гын. С китайской же стороны в переговорах участвует заведующая отделом стран Азии МИД КНР Фу Ин, то есть тоже птица невысокого полета. В дипломатической практике такое не принято и считается чем-то вроде оскорбления. Американцам же, не склонным терпеть оскорбления вообще, к тому же еще и кружат голову легкие успехи последних лет в Югославии, Афганистане и Ираке.
Так что, скорее всего, каких-то конструктивных результатов от этих переговоров США не ждут. И, видимо, не случайно буквально перед их началом через австралийскую прессу прошла утечка информации о том, что у американцев уже готов детальный план бомбардировки завода Йонбьон по переработке ядерного топлива. Кроме того, тот же источник сообщает, что США намерены развернуть в горах у границы Республики Корея и КНДР группировку тяжелой артиллерии и около 17 тысяч военнослужащих, которые составят непосредственную угрозу для северокорейской столицы – Пхеньяна. Вырисовывается нечто очень похожее на “иракский сценарий”. О готовности США применить этот сценарий говорит и воинственное заявление командующего американскими силами в Южной Корее генерала Леона Лапорта, сделанное в Сеуле за день до начала переговоров. Он указал на исходящую от КНДР “большую угрозу для стабильности в мире” и возможность возникновения по вине Пхеньяна военного конфликта на Корейском полуострове.
Словом, переговоры о мире вполне могут закончиться войной. Причем в непосредственной близости от границ России. У самой же России возможностей хоть как-то воздействовать на ситуацию практически нет. Остается одна надежда – на Китай. Конфликт между США и КНДР задевает его интересы в гораздо большей степени, чем российские. Да и на международной арене он сейчас выглядит как-то более солидно. Хотя, конечно, и Китаю требуется еще лет 20 такого же бурного развития, как в предыдущее двадцатилетие, для того чтобы говорить с Америкой на равных. Однако втягиваться в прямую конфронтацию с Китаем Америке нынче не ко времени. Хватает хлопот и с теми “горшками”, где они уже успели заварить кашу. Так что шанс и на мирный исход тоже сохраняется.
Как говорится, поживем – увидим.