Как уже сообщалось, в минувшую пятницу в Госсовете под председательством Фарида Мухаметшина состоялось очередное заседание Республиканского Совета по местному самоуправлению.
Участники этого представительного собрания, заслушав несколько докладов, разошлись, обогащенные внушительной пачкой информационных материалов. Среди прочих документов наиболее интересным для рядовых граждан будет, пожалуй, проект Программы развития местного самоуправления Республики Татарстан на 2003-2010 годы – как-никак, он каждого из нас касается.
Итак, попытаемся разобраться в сути проекта. Разработчиками этого революционного документа являются Центр экономических и социальных исследований при Кабмине РТ и Министерство экономики и промышленности республики.
Для сведения. В настоящий момент в РТ административно-территориальными единицами являются 43 сельских района, 14 городов и 7 районов в городе (в столице Казани). Как знает читатель, в каждой такой “единице” действуют органы государственной власти. А вот местное самоуправление осуществляется в 897 сельсоветах, 21 поселке и 6 городах.
Эта жесткая вертикальная система административно-территориального и муниципального устройства, к которой мы приспособились, уже мало кого устраивает – она вошла в противоречие с федеральным законодательством в части обеспечения прав граждан на осуществление местного самоуправления. Это во-первых. А во-вторых, остро стоит вопрос финансовый – о полноценном местном бюджете и собственности на уровне сельских поселений и поселков говорить, увы, не приходится.
Федеральной концепцией реформы местного самоуправления предлагается разделить все муниципальные образования на три типа: поселения, муниципальные районы и городские округа, причем с наделением каждого типа территории собственными доходными полномочиями. Каким путем может пойти Татарстан? Перевести мудреный канцелярит на нормальный русский язык вряд ли удастся, а потому извиняюсь за неудобоваримость фраз. Итак, в основу нового административного передела положены три принципа.
Первый. Поселение решает только те вопросы, которые не могут быть решены самими гражданами (либо группами граждан), проживающими в отдельных частях муниципального образования.
Второй. Район решает только те вопросы, которые не могут быть решены отдельными муниципальными образованиями (либо группами таких образований), расположенными на части муниципального района, а также исполняет отдельные государственные полномочия, переданные ему законом.
Третий. Городской округ решает вопросы как поселенческие, так и районного уровня.
Ладно, с поселениями и районами как будто все понятно. А вот любой ли город может стать округом? Остается ли он, обретя новый статус, собственно в своей черте или его границы могут быть расширены за счет присоединения тяготеющей к нему сельской территории?
Авторы проекта предлагают рассмотреть эту проблему на примере Альметьевска и Альметьевского района. В городе сегодня проживает свыше 152 тысяч человек , в районе – в четыре раза меньше. Если Альметьевск получит статус городского округа, то близлежащие сельские муниципальные образования должны будут войти в состав каких-то других, соседних с ними муниципальных районов. Но как быть с тем, что эти территориальные образования неразрывно, как пуповиной, связаны именно с Альметьевском (социальная, транспортная, инженерная инфраструктура)?
Если же объявить город Альметьевск муниципальным образованием, входящим наравне с другими (сельскими, поселковыми) в состав муниципального района (скажем, в границах существующего района), возникает асимметрия между его ресурсным потенциалом, с одной стороны, и ролью в представительном органе самоуправления округа – с другой. Почему? – спросите. Потому что федеральная концепция реформирования предполагает равное представительство депутатов от каждого муниципального образования, входящего в муниципальный район, а это значит, что при голосовании сельские муниципальные образования будут иметь очевидное преимущество перед городским. Негоже горожан обижать.
Есть такой вариант выровнять положение: разделить территорию города на отдельные муниципальные образования, которые в совокупности с сельскими образуют муниципальный район с более-менее равным балансом представительства от горожан и деревенских жителей. Конечно, при таком раскладе город перестает существовать как специфический социально-хозяйственный объект (хотя интересы горожан и будут представлены более полно). Минусом тут может стать то, что городские муниципальные образования все равно будут богаче сельских, что неизбежно приведет к необходимости включения механизма выравнивания.
Возможен также вариант города-округа, в котором деление на отдельные территориальные единицы не обязательно сопровождается образованием в них выборных органов местного самоуправления. В таком случае задача выравнивания бюджетной обеспеченности сельских и городских жителей ляжет на плечи городских органов самоуправления.
Сами разработчики считают, что именно этот вариант предпочтительнее для Татарстана. Все существующие органы местного самоуправления остаются в прежних границах в качестве территориального общественного самоуправления. На уровне городского округа избирается единый представительский орган местного самоуправления. Отпадает проблема искусственного отделения от города тяготеющих к нему сельских территорий.
Разобраться с Казанью и Набережными Челнами намного труднее, поскольку на их территориях сконцентрирован значительный кадровый, промышленный, научный, экономический и прочий потенциал республики. Особенно остро встает вопрос организации местного самоуправления в столице. Если отталкиваться от цели реформы, то нужно признать, что приближение власти к населению невозможно обеспечить только за счет увеличения численности депутатского корпуса либо дробления города на отдельные управленческие участки. В Казани это могло бы привести к появлению представительного органа местного самоуправления численностью 350-400 человек! Сия многоступенчатая бюрократическая машина во много раз затруднит контакты населения с городскими властями. Безусловно, заключают авторы, такой вариант неприемлем, поскольку принятие политических решений и их исполнение в таких условиях практически невозможны.
А как все будет на самом деле – вообще неясно. Проект он и есть проект – одни наметки. Конкретика, возможно, начнет появляться тогда, когда Госдумой будет окончательно принят хотя бы закон об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации. Но, говорят, поправок к нему – тьма и тьма. Если уж с общими принципами разобраться трудно, то что начнется, когда дело дойдет до частностей? Да и дойдут ли у парламентариев до этого руки? Сами видите, выборные гонки начались. Умные депутатские головушки ныне заняты отнюдь не нашими с вами жгучими проблемами, а в основном своими, трепетными: как удержаться у власти. Так что вряд ли им будет до вопросов местного самоуправления…