Проблемы неустоявшегося федерализма

17 апреля Конституционный суд Республики Татарстан под председательством председателя суда С.

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

17 апреля Конституционный суд Республики Татарстан под председательством председателя суда С.Нафиева провел открытое заседание по запросу группы депутатов Государственного Совета о толковании положений статей 5, 21 и 91 Конституции Республики Татарстан.


Конституционный суд рассмотрел последний из двух запросов, поданных 29 депутатами 5 сентября 2002 года. Первый запрос, касавшийся разъяснения положений статьи 1 Конституции республики, был рассмотрен 11 ноября прошлого года. Опираясь на Конституцию Российской Федерации, авторы запроса изложили свое видение некоторых норм Основного Закона Татарстана, на которые поступили претензии заместителя генерального прокурора России А.Звягинцева. Депутаты просили Конституционный суд дать толкование понятия “единство и неприкосновенность территории Республики Татарстан”, статьи 21 в части содержания понятия “гражданство Республики Татарстан”, дать толкование и разъяснить практику применения статьи 91 Конституции РТ в части обязательности владения Президентом республики обоими государственными языками Татарстана.


По мнению члена Президиума Госсовета М.Галеева, выступившего на суде в качестве представителя заявителя, проблемы толкования данных статей связаны со статьей 1 Конституции республики и вызваны проблемами неустоявшегося федерализма в России. Поскольку в статье 5 федеральной Конституции республика определена как государство, следовательно, у нее должна быть своя территория, а люди, проживающие на ней, имеют общность интересов, избирают власть, которая в пределах ведения республики осуществляет свои полномочия. И прописывая в Основном Законе положение о единстве и неприкосновенности территории Республики Татарстан, Государственный Совет исходил из того, что границы республики не могут быть изменены без согласия самой республики. В этом нет посягательств на государственный суверенитет Российской Федерации, ее целостность, сказал депутат.


Приглашенные эксперты – доценты кафедры конституционного и международного права КГУ Г.Хабибуллина и Е.Султанов отмечали несовершенство федерального законодательства и, в частности, Конституции РФ. Как сказал Е.Султанов, правовой статус республик в Основном Законе России прописан крайне невнятно. Нормы о территории субъектов Федерации и границах между ними даны в статье 67 Конституции РФ лишь констатационно. Хотя, по словам Г.Хабибуллиной, в Конституции РСФСР было записано, что автономные республики имеют свои территории и верховенство власти на данной территории.


До 1991 года законодательством признавалось и гражданство республик в составе России. Республиканские законодатели включили эту норму в Основной Закон исходя из 5-й статьи Конституции РФ. Ведь республики признаются государствами. А государство должно иметь свои атрибуты – Конституцию, систему органов госуправления, налоги, государственные языки и, конечно же, гражданство. В Договоре “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан” также имеется ссылка на гражданство Республики Татарстан.


Но 5 июня вступил в силу федеральный Закон “О гражданстве Российской Федерации”, в котором нет ни слова о гражданстве республик в составе Российской Федерации. По мнению М.Галеева, это, по сути, означает лишение республик гражданства, потому что гражданство в Российской Федерации для жителей республик предполагает одно целое: и гражданин России, и гражданин республики.


При этом закон прямо вступает в противоречие с основополагающим документом Генеральной Ассамблеи ООН – Всеобщей Декларацией прав человека, где говорится: “Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства”.


Как отметил представитель Государственного Совета в Конституционном суде – председатель парламентской Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики М.Курманов, принимая данный закон, Государственная Дума решала правовой вопрос о гражданстве Российской Федерации в целом, не исключая при этом возможности существования гражданства республик. Поэтому, когда парламент Татарстана внес в этот федеральный закон поправку о гражданстве республик в составе России, думский Комитет по законодательству предложил Госсовету разработать в порядке законодательной инициативы отдельный федеральный закон.


– Гражданство Республики Татарстан – институт формальный, но важный, прежде всего в отношении статьи 9 Конституции РФ, где вопрос о пользовании недрами осуществляется через институт гражданства, – отметил М.Галеев. – Разработка же недр без учета интересов регионов и отсутствие контроля приводят к хищническому разграблению природных ресурсов и экологическим бедам.


По словам депутата, граждане республик должны сами определять свою судьбу. Пример тому – референдум, проведенный в Чеченской Республике 23 марта. И точно так же на референдуме в марте 1992 года народ Татарстана определил статус республики.


Норма о двуязычии кандидата в Президенты перешла в новую редакцию Конституции из ее прежнего варианта. Согласно международным правовым актам и Конституции Российской Федерации за гражданами Российской Федерации закреплено право на выбор языка общения.


– Это специфика республики, где действуют два государственных языка, – объяснил М.Галеев. – Поэтому следует рассматривать вопрос не с позиции соблюдения прав кандидатов в президенты, а с позиции прав избирателей. В национальных республиках представители коренных наций высказываются за то, чтобы иметь возможность общения с высшим должностным лицом на родном языке. Из этого и исходили депутаты Госсовета при установлении требования для высшего должностного лица, Президента – владеть государственными языками Республики Татарстан.


Е.Султанов данную норму также расценил как квалификационное требование для исполнения профессиональных обязанностей. По его словам, если Президент выступает перед своим народом лишь на одном языке – это деструктивно. Хотя с правовой точки зрения языковой ценз вызывает сомнения.


Заместитель председателя Верховного суда Татарстана И.Гилазов и заместитель прокурора республики В.Метелин высказались на этот счет более категорично. Ведь норма, предусматривающая для кандидата в Президенты РТ владение государственными языками Республики Татарстан, была признана Верховным судом РТ от 3 октября 2001 года противоречащей федеральному законодательству. В том же году Конституционный Суд РФ аналогичную норму Конституции Республики Адыгея о свободном владении государственными языками Республики Адыгея как одном из условий, при наличии которых гражданин может быть избран Президентом этой республики, признал не соответствующей Конституции Российской Федерации и не подлежащей применению.


На этом судебное исследование завершилось. Итоговое решение, которое будет приниматься в закрытом режиме, Конституционный суд РТ примет позднее.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще