Право на прорыв

Социально-экономическое развитие Татарстана сегодня во многом зависит от процессов информатизации республики.

Социально-экономическое развитие Татарстана сегодня во многом зависит от процессов информатизации республики. Тезис о невозможности реализации эффективных стратегий без внедрения высоких технологий подтверждает общемировая практика. Успешное решение проблемы информатизации республики, в свою очередь, может быть обеспечено лишь при наличии нормативно-правовой базы, которая в Татарстане до сих пор отсутствует.


Как автор и разработчик законопроекта “Об информатизации”, могу утверждать, что он отвечает требованиям времени и учитывает специфические особенности развития нашего информационного рынка. Информационные технологии все более активно проникают сегодня в различные отрасли народного хозяйства, охватывая все более широкие общественные круги. На уровне конкретного человека это дает существенное повышение качества его жизни. Вот почему так важно придать процессу информатизации в Татарстане социальный характер. На практике это означает модернизацию государственного управления, экономики и социальной сферы. Внедрение социально направленных мер в правовое обеспечение, социальную защиту населения, учет объектов собственности и земельных ресурсов, коммунальную сферу и многое другое невозможно без современных технологий сбора, хранения, обработки и передачи данных.


Все это требует правового регулирования в вопросах собственности информационных ресурсов и банков данных, обязательного их учета и регистрации, создания общереспубликанской навигационной системы поиска. Представленный законопроект регламентирует эти процессы и создает предпосылки дальнейшего развития информационных технологий в республике.


В России целенаправленная работа по созданию нормативно-правовой базы процесса информатизации ведется уже несколько лет. По этому же пути идут многие российские регионы. Есть положительный опыт внедрения систем автоматизации управленческой деятельности, коммунальных платежей, создания высокоскоростной телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечения широкого доступа населения к информационным системам и ресурсам. Причем не только общемировым, но и, что особенно важно, к местным региональным и муниципальным.


Согласно постановлению российского Правительства от 12 февраля 2003 года, информация о деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти должна быть открытой и доступной населению. Стремление к максимальной прозрачности госструктур должно сказаться на обществе. Находясь в едином правовом и экономическом поле, Татарстан не может сегодня уходить или серьезно отставать от этих процессов, иначе республика рискует остаться на обочине цивилизованного развития.


И в Татарстане достоянием общественности должна стать информация о бюджетах всех уровней и отчетах об их исполнении (эта норма есть в законопроекте), различного рода статистические и экономические показатели, реестры государственных и муниципальных учреждений, а также органов местного самоуправления. Все это даст возможность общественности более эффективно контролировать действия власти. Свободный доступ к этим и другим материалам, регламентирующим деятельность государственных органов республики, позволит осуществить в Татарстане настоящий прорыв в эволюции новых отношений между властью и обществом.


Сегодня большинство республиканских ведомств дублируют друг друга, составляя бесконечные списки и реестры, расходуя бюджетные деньги. В республике не систематизирован процесс сбора данных, нет единого информационного банка. Законопроект предусматривает и эту процедуру, а значит, экономит средства налогоплательщиков. Согласно ему вся информация, имеющая государственное значение, должна стать собственностью республики, порядок доступа к ней обязательно расписан.


Кроме того, законопроект способствует решению проблемы развития национальных информационных ресурсов Республики Татарстан, предусматривая их паритетное формирование и развитие на двух государственных языках. Это позволит создать основы для вхождения республики в глобальное информационное общество, сохранив собственную индивидуальность.


До сих пор отсутствующие в Татарстане нормативно-правовые акты в области информатизации тормозили не только саму процедуру внедрения различных информационных систем, но и общественных процессов, так или иначе связанных с ней. Чрезвычайно актуально сегодня понимание важности использования высоких технологий в массовом сознании – это и оптимизация коммунальных платежей при проведении реформы ЖКХ, и компьютеризация учебного процесса, и дистанционное обучение и лечение, и различного рода культурные коммуникации.


Законопроект “Об информатизации” должен не просто обеспечить правовую базу информатизации в республике как процесса создания условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, но и обозначить начало нового типа взаимоотношений государства и общества. Системный подход к этой работе позволит сделать процесс наиболее безболезненным и быстрым.


11 апреля законопроект был вынесен на сессию Государственного Совета РТ и прошел первое чтение. Его реализация потребует принятия ряда нормативных актов и программ, которые определят дальнейшие шаги в развитии информатизации Татарстана. А многоплановость его применения требует публичного обсуждения. Законопроект “Об информатизации” доступен всем на сайте www.gossov.tatarstan.ru.


Юсуп ЯКУБОВ.
Народный депутат РТ,
заместитель председателя Комиссии
по вопросам экономического развития
и реформ Госсовета РТ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще