В то время когда весь мир напряженно следит за ходом войны в Ираке, в России происходят весьма значимые события. Я имею в виду одобрение чеченским народом проекта Конституции, вынесенного на референдум, и заявление Президента России В.В.Путина о необходимости скорейшего заключения договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Чеченской Республикой. Значение этих двух событий, на мой взгляд, выходит далеко за пределы отношений с Чечней и может иметь как позитивные, так и негативные последствия, в зависимости от позиции регионов и центра.
Рассмотрим негативный, крайне нежелательный вариант развития событий: предоставление Чечне широкой автономии на основе договора о разграничении полномочий, то есть особого статуса в составе России, может подтолкнуть радикальные круги в регионах на поспешные, категоричные заявления и действия, которые неизбежно вызовут резкую реакцию федерального центра.
Позитивный сценарий основан на понимании центром и регионами необходимости и перспективности постепенной деволюции, то есть разумного, взвешенного разделения полномочий в пользу регионов. Признание Президентом России необходимости заключения договора с Чечней свидетельствует о целесообразности и легитимности аналогичных договоров. Напомню, что начало этому процессу было положено договором с Татарстаном, который сыграл большую роль в развитии отношений федерального центра и регионов России.
Жизнь наглядно подтверждает, что многообразные регионы России, различные экономически, политически, географически, этнически, социально и т.д., не могут и не должны быть “причесаны под одну гребенку”. Политика укрепления пресловутой вертикали власти сыграла свою роль, приведя к политической стабилизации в стране, дальнейшее ослабление регионов в пользу центра чревато опасностью перехода к унитарному государству.
Несколько слов о национальных республиках-государствах (как записано в Конституции Российской Федерации). Я не вижу оснований бояться слова “суверенитет” – ведь неограниченного суверенитета не имеет ни одно государство в мире, их независимость ограничена международными договорами, конвенциями и т.д. Почему же мы должны опасаться суверенитета, ограниченного рамками Конституции РФ, договорами с федеральным центром и т.д.?
Хочется верить, что последние события не являются вынужденными акциями, от которых можно при удобном случае отказаться, а представляют собой продуманные, разумные проявления той самой национальной политики, которой так не хватало нашей стране на протяжении многих лет!
На только что прошедшем втором съезде партии “Единая Россия” ректор Московского университета В.А.Садовничий сказал: “Единая Россия – это единство многообразий”. Я глубоко убежден в том, что единой многонациональная Россия может быть только при умной национальной политике, ориентированной на регионы, на истинный федерализм. Тезис “Сильные регионы – сильная Россия”, безусловно, не потерял своей значимости.
Михаил РОКИЦКИЙ.
Член политсовета Татарстанского отделения
партии “Единая Россия”,
депутат Государственной Думы РФ,
профессор.