Президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана подписали в воскресенье в Кремле заявление о подготовке к формированию Единого экономического пространства. В нем говорится, что наши страны вступают в новый этап экономической интеграции и начинают переговоры с целью подготовки к сентябрю текущего года “соглашения о формировании Единого экономического пространства, согласованной экономической политике по ряду направлений, гармонизации соответствующего законодательства и создании единой регулирующей межгосударственной независимой Комиссии по торговле и тарифам”. Конечной целью работы названо создание Организации региональной интеграции.
Здесь уместно вспомнить, что 8 декабря 1991 года в Вискулях – резиденции белорусского правительства в Беловежской пуще – руководители Белоруссии, Российской Федерации и Украины подписали соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ), в первом абзаце которого констатируется, что “Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование”. А статья 11 соглашения прямо говорит, что с момента его подписания на территориях стран-участниц “не допускается действие норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР”. Затем, 21 декабря того же года, ликвидация СССР была подтверждена алма-атинской декларацией, подписанной уже одиннадцатью бывшими союзными республиками – без Грузии и Прибалтийских государств. И тут же было подчеркнуто, что Содружество, образованное подписавшими декларацию странами, “не является ни государством, ни надгосударственным образованием”.
Не прошло и двух лет, как разрушителям Советского Союза стало ясно, что вместе с водой они выплеснули из корыта и ребенка. Все-таки бытие определяет сознание. А бытие за эти неполные два года во всех без исключения странах-участницах СНГ кардинально ухудшилось. Главным образом, из-за разрушения экономических связей между предприятиями, находящимися по разные стороны границ. В итоге 24 сентября 1993 года родился договор о создании Экономического союза. В преамбуле договора его участники подчеркивали, что они сознают “объективную необходимость формирования и развития общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, а также упрочения прямых связей хозяйствующих субъектов Договаривающихся Сторон”.
И почти десять лет эти хорошие слова оставались только словами. Между странами городились таможенные и визовые барьеры, экономическое законодательство в каждом государстве шло своим путем, об унификации законодательства в области политической системы и прав человека не было и речи – каждый лидер кроил конституцию “под себя”. Соответственно, и не было толку от правильных слов. Всего за время существования СНГ главами государств и правительств было подписано более 1300 документов, касающихся различных областей сотрудничества. Абсолютное большинство из них остались невыполненными.
Бесплодными оказались и попытки создания внутри СНГ более узких группировок, как с участием России, так и без нее. Самая известная из них – российско-белорусский Союз. Она же и самая продвинутая в смысле отсутствия таможенных и визовых ограничений. Но говорить об общем экономическом пространстве и здесь пока еще очень рано. Слишком разные экономические законы действуют по обе стороны невидимой границы. Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, преобразованный в 2001 году в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), также оказался структурой без конкретного содержания. А созданный в пику ЕврАзЭСу ГУУАМ – Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова – оказался и вовсе нежизнеспособным. В значительной мере формальным оказалось и Центральноазиатское экономическое сообщество, созданное в 1993 году Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном для совместного участия в выполнении специальной программы ООН для экономик Центральной Азии.
Пожалуй, единственной структурой, дающей реальные результаты, является Договор о коллективной безопасности (ДКБ) государств Содружества, подписанный в 1992 году в Ташкенте с целью военно-политической интеграции стран-участниц. В его рамках успешно действуют восточноевропейское направление коллективных сил (Россия и Беларусь) и кавказское направление (Россия и Армения). В Ереване дислоцировано командование Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. ДКБ неоднократно был востребован в связи с обострением ситуации в Афганистане, Таджикистане и Киргизии. Современным приоритетным направлением работы ДКБ является борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Однако нельзя сказать, что с Договором о коллективной безопасности все складывается гладко. Украина с самого начала отказалась в него войти. А Грузия, Азербайджан и Узбекистан после ряда скандалов из договора вышли.
И вот теперь нам обещано создать в сентябре 2003 года новый экономический союз четырех государств с общей границей, внутри которой будут отсутствовать препятствия для перемещения товаров, услуг, капиталов и людей.
Из чего следует, что он будет более эффективным и жизнеспособным, чем все предыдущие образования? Надежду дает выраженное в заявлении глав государств намерение создать независимую межгосударственную Комиссию по торговле и тарифам. Ключевым здесь является слово “независимая”. Независимая от кого? Очевидно, – от правительств стран-участниц будущего договора. Однако комиссия эта, судя по названию, будет наделена полномочиями формулировать правила внутренней и внешней торговли, обязательные для исполнения на всей территории будущего союза. Стало быть, после десятилетних мучений в попытках создать эффективно действующий экономический союз при сохранении всей полноты государственного суверенитета руководители государств наконец-то поняли, что чем-то жертвовать все равно придется. Жаль, что эта простая мысль так долго пробивала себе дорогу. Ведь очевидно же, что любой союз, будь то военный, политический или экономический, всегда означает уступку части суверенных прав союзным органам.
Другой вопрос – каким образом эта уступка совершается. Если принудительно, как это было в Советском Союзе или в Организации стран Варшавского Договора, то, конечно, участники такого союза испытывают от него больше неудобств, чем получают пользы. Иное дело – добровольное объединение, как это делается в Евросоюзе. Не случайно страны Восточной Европы готовы как угодно перекроить свое внутреннее законодательство, лишь бы соответствовать общеевропейским стандартам и получить право на вступление в Евросоюз.
На этот раз как будто имеются оба фактора, необходимых для создания действительно работающего союза. Есть добровольность и есть готовность поделиться суверенитетом с надгосударственными органами. Дай-то, как говорится, Бог.