Ирак проверяет мир на солидарность

Визит Президента России в Германию и Францию выглядит как организационное мероприятие по сколачиванию антиамериканской фронды.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

Визит Президента России в Германию и Францию выглядит как организационное мероприятие по сколачиванию антиамериканской фронды. Его результат – совместное заявление трех стран о возможности и необходимости мирного разоружения Ирака – в США именно так и восприняли. Случайно или нет, но подписание в Париже трехстороннего заявления совпало по времени с бунтом на натовском корабле. Франция, Германия и Бельгия высказались “по умолчанию” против оказания военной помощи члену блока – Турции на случай иракского нападения. Напомню, что по уставу НАТО все решения организации принимаются консенсусом. Поэтому неголосование “за” фактически означает голосование “против”. Мотив у бунтарей простой – принятие решения о предоставлении помощи Турции означает признание неизбежности военной операции против Ирака, ведь только в этом случае он может ответить на англо-американскую агрессию атакой их натовского союзника. А неизбежности такой три члена блока не видят и считают, что еще есть возможности для мирного решения проблемы.


Кажется, впервые после Второй мировой войны Америка столкнулась с организованным сопротивлением собственных союзников. И очень нервно на него реагирует. В конгрессе зазвучали предложения ввести экономические санкции против Франции – ограничить ввоз ее вин и минеральных вод, а также вывести с территории Германии американские военные базы. В адрес России, что любопытно, никаких резких окриков пока нет. Как и в адрес Китая, придерживающегося сходной с нами позиции.


Насколько серьезна вся эта возня вокруг Ирака? У каждого игрока здесь свой интерес. Американцы, понятное дело, хотят прибрать к рукам вторые в мире нефтяные запасы и подорвать таким образом диктат стран ОПЕК, где доминируют исламские государства. Англичанам, располагающим собственными нефтяными ресурсами, передел этого рынка серьезными осложнениями не грозит, поэтому они без особых раздумий и поддержали американцев. Совсем иное дело – Франция и Германия, экономика которых сильно зависит от ближневосточной нефти. Пока ОПЕК проводит сбалансированную ценовую политику, это всех устраивает. Если же, после успешной военной операции в Ираке, диктовать цены на нефть будут США, европейский бизнес окажется в дискриминационных условиях. Альтернативным и относительно независимым источником энергоносителей для Европы в этом случае останется только Россия. Может быть, именно по этой причине мы и наблюдаем всплеск российско-европейской дружбы.


У России в Ираке, конечно, есть свои экономические интересы. С советских времен наши предприятия занимаются там разведкой месторождений и добычей нефти. Это сейчас американцы клянутся, что российские экономические интересы от смены власти в Ираке не пострадают. Когда они начнут там править, все эти клятвы очень быстро забудутся. Интересы своих нефтяных компаний окажутся намного более значимыми, чем какие-то устные обязательства перед Россией.


Но для нас важнее все-таки не нефтяные миллиарды. Тревожит ломка сложившейся после Второй мировой войны системы обеспечения международной безопасности. Базировалась эта система на балансе сил между СССР и США. И, хотя с оговорками, действительно обеспечивала безопасность международную. С распадом СССР баланс сил и взаимного страха исчез. Америка осталась единственной сверхдержавой, и теперь она выстраивает новую, выгодную прежде всего ей самой мировую систему безопасности. В сущности, это означает прекращение действия международного права. Остается только право сильного.


Такой расклад мало кого устраивает. В частности, у Китая на Ближнем Востоке серьезных экономических интересов пока нет. Свою растущую потребность в энергоносителях ему проще и дешевле удовлетворять из российских источников. Но он активно сопротивляется американскому диктату, чем существенно усиливает российско-европейскую антиамериканскую коалицию.


Словом, юридического обоснования для военной операции против Ирака у США, скорее всего, не будет. Инспекторы ООН, как ни стараются, ничего криминального найти в Ираке не могут. Да если и найдут, в Совете Безопасности ООН принять “крутую” резолюцию не получится. Постоянные члены СБ – Франция, Россия и Китай обязательно предложат какой-нибудь “мягкий” вариант продолжения инспекций. А США уже сосредоточили в Персидском заливе четыре авианосные группировки, и на подходе – пятая. Мобилизовано 150 тысяч резервистов. Такие затраты без цели применения не делаются.


Война, стало быть, неизбежна. Она как раз и должна стать американским самоутверждением в качестве единственного в мире правоустанавливающего механизма. Не случайно же госсекретарь США К.Пауэлл сказал, что президенту Бушу для проведения операции в Ираке достаточно тех полномочий, которые ему дали палата представителей и сенат конгресса США.


Что в таком случае станет с ООН, ее Советом Безопасности и всей системой международного права? Ответа на этот вопрос пока нет. Но консолидация усилий многих стран мира для противодействия единовластному диктату США на мировой арене явно прослеживается. И это вселяет некоторые надежды.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще