Болезни роста объединяющейся Европы

В Копенгагене прошел саммит Евросоюза, который его участники уже окрестили историческим.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

В Копенгагене прошел саммит Евросоюза, который его участники уже окрестили историческим. И в самом деле, не было еще случая такого массового пополнения организации новыми членами, как и не было случая отказа претенденту даже в назначении срока начала переговоров об условиях приема. Как бы там ни было, в мае 2004 года число стран-членов Евросоюза достигнет 25, а там, может быть, начнутся переговоры о вступлении в ЕС Турции, если европейцы сочтут, что к этому времени она уже будет соответствовать “копенгагенским критериям”.


Еще 10 лет назад в Копенгагене по инициативе тогдашнего канцлера Германии Г.Коля было принято решение о возможности приема в ЕС новых стран-членов, если они будут соответствовать определенному набору требований, названных “копенгагенскими критериями”. Их, в сущности, три. Политический критерий – демократическое, правовое общество, уважающее права человека и защищающее национальные, религиозные и иные меньшинства. Экономический критерий – развитая рыночная экономика, способная выдерживать конкуренцию на внутреннем рынке ЕС. И юридический критерий – страна-кандидат должна взять на себя все обязательства, связанные с членством в ЕС, на основании ранее принятых им решений.


Тогда эти условия ЕС были адресованы, главным образом, государствам Восточной Европы, только что ставшим на путь демократизации и рыночных преобразований. И вот к настоящему времени вполне “созревшими” кандидатами на вступление старожилы союза посчитали Венгрию, Кипр, Латвию, Литву, Мальту, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию. В 2003 году в этих странах пройдут референдумы, и в случае их удачного исхода кандидаты станут полноправными членами Евросоюза 1 мая 2004 года. Чуть менее готовыми признаны Болгария и Румыния, их очередь подойдет в 2007 году. И только Турция, уже много лет стучащаяся в двери объединенной Европы, так пока за этими дверями и остается.


Туркам, конечно, обидно, потому что, за какой критерий ни возьмись, их страна выглядит не хуже всех других кандидатов. С правами человека и национальных меньшинств нелады в прибалтийских республиках, в связи с чем они получали выговоры от европейских правозащитных организаций. А Польша на адаптацию своей экономики к европейским правилам выторговала аж миллиард евро в дополнение к тем суммам, что были согласованы еще в 1999 году. Выходит, за прошедшее время польская экономика не только не приблизилась к европейским стандартам, но даже и отдалилась от них на целый миллиард. Словом, сами эти “копенгагенские критерии” сформулированы в настолько общем виде, что позволяют произвольно толковать соответствие или несоответствие им той или иной страны.


Турецкий премьер-министр Абдулла Гуль охарактеризовал решения копенгагенского саммита как применение практики “двойных стандартов”. Того же мнения придерживается и лидер победивших на недавних выборах турецких исламистов Тейип Эрдоган. Последний, к слову сказать, как раз во время большого сбора в Копенгагене гостил в США и был принят там на самом высоком уровне. Америка нуждается в турецкой помощи при неизбежной в будущем военной операции против Ирака. Отсюда и такое повышенное внимание к Т.Эрдогану, которого еще пару лет назад в Вашингтоне на дух не переносили. А теперь президент Дж.Буш и госсекретарь К.Пауэлл не поленились обзвонить своих европейских коллег с просьбой отнестись с пониманием к желанию Турции вступить в Евросоюз. Реакция европейцев оказалась дружной и прямо противоположной. Коротко она определяется фразой: “Не учите нас жить”. Министр промышленности Франции Николь Фонтэн прямо так и заявила: “Уж точно не президент США должен указывать нам в столь важном деле, которое касается исключительно европейцев”.


Истинная причина принимаемых решений, как принято в большой политике, вслух не называется. О них обычно проговариваются, как это сделала немецкая “Франкфуртер алльгемайне цайтунг”, написавшая перед копенгагенской встречей, что “Европу и Турцию разделяет нечто большее, чем дефицит реформ”. По мнению газеты, вступление Турции может “деевропеизировать” Евросоюз. Под этим “нечто”, надо думать, понимаются различия культурные и религиозные. Хоть вслух и принято говорить, что терроризм не имеет ни религии, ни национальности, но все-таки стрелял-то в Папу Иоанна Павла II турок, а все громкие теракты последних лет – дело рук исламских экстремистов. И нет никаких гарантий, что, получив все европейские свободы, турецкие исламисты не воспользуются ими в своих, никому пока не ведомых целях. В Турции все это тоже понимают, но несколько смещают акценты, называя ЕС “христианским клубом”, который под любым предлогом не хочет принимать в число своих членов мусульманскую страну.


Масла в огонь добавляет и подход ЕС к приему в свои ряды Кипра. Пока что допуск в элитный клуб получает только греческая часть острова, которая, собственно, и признана международным сообществом в качестве суверенного государства. Провозглашенная в 1983 году и признанная только Турцией Турецкая Республика Северного Кипра также пока остается за бортом организации. Туркам-киприотам предложено сначала урегулировать внутригосударственный конфликт и уже только после этого стать европейцами в составе единого государства Кипр. А это уже сильно смахивает на ультиматум: или вы возвращаетесь к конституции 1960 года, или остаетесь азиатами.


Впрочем, европейцев понять можно. В ближайшие десять лет им еще предстоит переварить только что состоявшееся расширение. Рационализация производства в странах, не вполне оправившихся от социализма, чревата социальными конфликтами и дополнительными расходами на их демпфирование. К чему в этот период еще одна головная боль? Вот когда объединенная “Большая Европа” с 350-миллионным населением приблизится по экономической мощи к Соединенным Штатам Америки, тогда можно будет подумать об адаптации к европейским правилам и 70-миллионной Турции. А пока просто боязно.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще