В Лениногорске состоялось выездное заседание Комитета парламентского контроля с участием Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина.
Цель поездки – обсудить результаты проверки в целом деятельности администрации Лениногорского района и ряда его управлений, а также нескольких сельскохозяйственных предприятий и Нижнечершилинского Совета местного самоуправления в части использования бюджетных и внебюджетных средств на протяжении прошлого и текущего годов.
Если читатель ждет зубодробительной информации на тот предмет, в чем же таком неприличном уличили лениногорцев народные депутаты, то дальше ему станет, скорее всего, неинтересно: как раз вот в этом плане, как поется, “в Багдаде все спокойно”. Скажем заранее, нецелевое и нерациональное использование средств местного и республиканского бюджетов составляет всего 5 млн. 244 тыс. рублей. По сравнению с другими это просто шалости! А если точнее сказать, это 0,5 процента от общей суммы бюджетных средств, тогда как в среднем по республике по проверенным районам сей показатель равен 1,7 процента. Теперь вы понимаете, почему, учитывая даже эти огрехи, можно утверждать, что лениногорцы на фоне остальных выглядят просто молодцами!
Более того, как оказалось, их опыт как по сбору налогов, так и по использованию общественно-государственной казны достоин примера. Вероятно, именно поэтому на свое выездное заседание члены Комитета парламентского контроля пригласили финансовых воротил из других районов.
Все это, несомненно, говорит о том, что в практике самого комитета появились новации. Цель проверок уже не сводится к простому действу – уличить в разбазаривании народных средств, она гораздо шире – проанализировать, насколько в районе с умом используется каждый рубль, взятый из казны.
Лениногорцам есть что сказать. Не каждый район может похвалиться стабильным функционированием всех отраслей народного хозяйства, исполнением социально защищенных статей в области образования, здравоохранения, культуры. Что касается спорта, это, как говорится, особая песня. Тут и лыжные трамплины, и ледовый дворец, и крытый бассейн, и детско-юношеская спортшкола… Семнадцать тысяч человек (или каждый пятый житель) занимаются физкультурой и спортом, так что только в этом году на поддержание их интересов из местного бюджета выделено 30,7 млн. рублей. И хотя это на 21 процент больше утвержденного годового объема, претензий в расточительстве администрации никто не предъявляет – видно же, что это делается на благо населения, того же налогоплательщика.
Или вот такой факт. В феврале 2001 года объединенный Совет народных депутатов, учитывая серьезные трудности сельских товаропроизводителей, принял решение, во-первых, увеличить субсидии по этой статье на 38 млн. рублей, а во-вторых, выделить 100 млн. рублей на строительство нового молокозавода. Если учесть, что весь бюджет Лениногорска и Лениногорского района на 2001 год составлял 594 млн. 754 тыс. рублей, эта сумма, выделенная на новую стройку, согласитесь, выглядела весьма и весьма внушительной и обременительной. Однако время показало, что решение администрации и депутатского корпуса района себя вполне оправдало: теперь молочные реки уже не вытекают за границы района. Завод, запущенный в начале этого года, действует столь успешно, что может перерабатывать все молоко, производимое на фермах и в личных подворьях.
А теперь об “огрехах” лениногорцев, упомянутых в самом начале заметок. Конечно, вряд ли стоит обольщаться и думать, что кто-то, взяв их на заметку, не повторит чужих ошибок и амбиций. Каждый глава администрации, как распорядитель кредитов, вертится как может, разрываясь между “можно” и “нельзя”. Один умудряется изящно обойти запреты, другому это удается гораздо хуже, третий и вовсе теряет здравый смысл и осторожность. Тут, как говорится, все познается в сравнении.
Так, по распоряжениям главы администрации города и района Исхака Садриева еще в прошлом году были выделены краткосрочные кредиты местной птицефабрике (1 млн. 700 тыс.) и МТС (200 тыс.), однако на момент проверки эти суммы не были погашены. В то же время средства (537 тыс. 388 рублей), перечисленные Минфином РТ местному бюджету на финансирование дополнительных мероприятий по содействию занятости и социальной защите незанятого населения, не истрачены в полном объеме – 362 тыс. рублей находились на расчетном внебюджетном счете администрации района.
Зато в особой чести у администрации оказались работники территориального отделения Департамента казначейства Минфина РТ и самого федерального казначейства, которые (надо полагать, нежданно-негаданно для себя) получили премию в размере 88 тыс. рублей.
Есть парочка-тройка интриг и вокруг автомобилей (без этого, кажется, ни одна проверка комитета не обходится!). Парламентарии обнаружили факты безвозмездной передачи организациям, финансируемым из федерального бюджета, трех авто, принадлежащих администрации (подарок с барского плеча потянул на сумму 1 млн. 583 тыс. рублей). Повезло и “бедным” коллегам – администрации Черемшана, которые к 70-летнему юбилею своего славного района получили новенькую “Волгу”. 136,5 тыс. рублей из резервного фонда как не бывало!
Конечно, все перечисленное вряд ли понравится простым работягам, не получающим вовремя даже свое честно заработанное жалованье. Барские замашки типа “Примите от нашего стола – вашему столу!” уместны, вероятно, лишь тогда, когда сыт в первую очередь налогоплательщик. Ему-то от этого стола все равно ничего не достается.