В Москве в Академии госслужбы при Президенте РФ прошли парламентские слушания. Вопрос, который на них обсуждался, был чрезвычайной важности, определяющий дальнейшие взаимоотношения центра и регионов, судьбы субъектов Федерации, а по большому счету – в целом и судьбу федерализма.
“Совершенствование принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ” – так была обозначена тема слушаний. Правда, с существенным уточнением-дополнением: “Перспективы законодательного обеспечения”. Потому-то участие в них приняли спикеры обеих палат Федерального Собрания РФ, их заместители, руководители и члены некоторых комитетов Госдумы и Совета Федерации, представители Администрации Президента РФ, отдельных субъектов Российской Федерации и их законодательных органов, ученые.
Не будем излагать все перипетии дискуссии, развернувшейся после выступления руководителей палат ФС Геннадия Селезнева и Сергея Миронова, “специалиста по полномочиям”, заместителя руководителя Администрации Президента России Дмитрия Козака и основного докладчика – директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России Талии Хабриевой. Отметим лишь: они были острые, всеохватывающие и выражали разные, порой прямо противоположные воззрения.
Думается, стоит более подробно остановиться на позиции Татарстана, которую отстаивали на слушаниях полномочный представитель нашей республики в Москве Назиф Мириханов и его первый заместитель, доктор политических наук Михаил Столяров. Тем более что их позиция в значительной степени отражала и мнение многих участников слушаний, особенно представителей регионов. И еще: отстаивая свою точку зрения, делегация Татарстана, по существу, защищала интересы всех субъектов Федерации, многие из которых уже давно отказались от борьбы с центром за свои права…
– Если внимательно прочитать формулировку темы нашей сегодняшней дискуссии, то обнаружится, что перед нами не один закон, который мы обсуждаем, а два… Объединение двух действующих законов в один – это попытка свести вместе разнородные правоотношения: принципы и порядок организации органов субъектов и функции, с одной стороны, и компетенцию и ответственность органов публичной власти – с другой. Попытка, прямо скажем, не удалась, – заявил Михаил Столяров.
И на такое категоричное суждение он имел право. Ибо предмет обсуждения ему хорошо известен. Михаил Столяров как политолог, специалист по проблемам федерализма и член экспертного совета Федерального Собрания был вхож в рабочую группу по данному закону в рамках комиссии Козака, в курсе поправок к нему, которые поступили практически из всех регионов в ходе обсуждения в различных “инстанциях”, в том числе на заседаниях Госсовета РФ и его Президиума. Потому и его оценка представленного на слушании документа была компетентной, вызвавшей интерес аудитории.
Согласившись с мнениями комитетов по делам Федерации и региональной политике Госдумы и Совета Федерации, высказанными Александром Казаковым, Виктором Гришиным, Владимиром Лысенко, он в то же время изложил собственную точку зрения на предложенный документ, обратив внимание на его существенные недостатки.
– Проект, как и действующий федеральный Закон “Об общих принципах организации…”, чрезмерно вторгается в предметы ведения и полномочия субъектов РФ и не соответствует федеральной Конституции, – сказал он. – Содержание закона практически не соответствует своему названию. Точнее, закон соответствует тенденции укрепления “вертикали власти” и торжеству “диктатуры закона”, но все далее уводит нас от заложенных в Конституции принципов федеративного развития. Закон сильно вторгается в правовое поле субъектов Федерации. И это в нашей законодательной практике становится нормой.
В этой связи М.Столяров упомянул только что утвержденную Советом Федерации поправку в закон о языках, расценив это как факт беспрецедентного “вмешательства федерального центра в, казалось бы, непререкаемое право народов определять самостоятельно графику национальных языков”. Кому-то может показаться, что речь идет о разных вещах и законах, говорил он, но это не так: именно Закон “Об общих принципах организации…” первично дает, через сужение полномочий, право вмешиваться в дела субъектов даже в нарушение российской Конституции, и закон о языках – это уже следствие общей направленности в действиях федеральной власти.
Аргументированными и убедительными были замечания и предложения татарстанской делегации на слушаниях и по другим статьям предложенного документа. Так, плохо обоснован порядок отнесения предметов совместного ведения и полномочий к вопросам федерального значения. Закрытый перечень собственных полномочий субъекта в предметах совместного ведения практически разрушает поле сотрудничества органов государственной власти в рамках 72-й статьи Конституции. Проект дает новую формулировку использования договорной практики, хотя Конституция вполне четко формулирует возможность разграничения полномочий “федеративным и иными договорами”. И так далее.
– Таким образом, проект обсуждаемого закона вызывает огромное количество вопросов и усложняет и без того запутанную ситуацию в существующем законодательстве, – резюмировал представитель татарстанской стороны.
Интерес для законодателей представляют и предложения по теме разграничения полномочий. Хотя Михаил Столяров назвал их “общими комментариями”, но за ними просматривались вполне конкретные факты и реалии. К примеру, вот такое предложение: “Принять специальные процедуры голосования палатами Федерального Собрания по законопроектам, затрагивающим интересы национальностей, когда речь идет о культурно-исторических традициях народов, языковом общении, проблемах сохранения малочисленных народов и т.д.” Или такое: “Рассмотреть возможность распространения действия наиболее удачных законов субъектов Федерации в федеральном масштабе”, рекомендовав их “федеральным органам в качестве модельных для других субъектов” или приняв в качестве “концепции соответствующего федерального закона”. Учет и применение на федеральном уровне законов субъектов РФ, принятых по предметам совместного ведения, позволят, по мнению татарстанской стороны, не только избежать серьезных коллизий, но и улучшить качество российского законодательства.
Возражений у участников парламентских слушаний на эти предложения не нашлось. Найдут ли они отражение, применение в действиях федерального центра – покажет время.
А его, времени-то, учитывая неотвратимо приближающиеся выборы, остается уже не так много…