Важнейшей характеристикой высокой степени развития демократии является становление и функционирование гражданского общества. Под таковым понимается независимая от государства и существующая наряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социальных групп, движений, объединений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формой многообразных интересов личности. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Более того, они взаимообусловлены, так как без наличия первого, причем в зрелой степени, невозможно создание правового государства. В свою очередь гражданское общество нуждается в гарантии прав и свобод личности государством.
Эти взаимообусловленные отношения в решающей степени зависят от типа политического режима. При тоталитарном режиме государство практически не оставляет пространства для гражданского общества. При авторитарном же последнее может существовать лишь на ограниченном социальном пространстве. И только демократический режим создает условия для нормального функционирования того и другого. В России осуществляется переход от авторитарного режима к демократическому, и поэтому процессы становления правового государства и гражданского общества взаимосвязаны и проходят одновременно. Достижение этих целей возможно лишь при совместной деятельности государственных и негосударственных структур.
За последние два года такого рода деятельность активизировалась. В декабре 2000 года в Санкт-Петербурге состоялся первый общественно-научный форум “Формирование гражданского общества в России”. Через полгода в Москве прошла встреча Президента России В.Путина с представителями неправительственных и некоммерческих организаций по проблемам становления гражданского общества, а 21-22 ноября 2001 года в Москве был проведен Гражданский форум неправительственных и некоммерческих организаций Российской Федерации. И, наконец, в феврале этого года в Санкт-Петербурге прошел второй научно-общественный форум “Гражданское общество в России как демократический проект”. В нем приняли участие представители органов власти, научной общественности, бизнеса, неправительственных организаций, СМИ.
Под влиянием этих форумов в Казани также активизировалась научная и научно-практическая деятельность, направленная на разработку актуальных проблем становления правового государства и гражданского общества в РФ и РТ. В конце прошлого года был создан Казанский научный центр Академии политической науки РФ “Гражданское общество”, а в начале нынешнего в Институте социально-экономических и правовых наук АН РТ образован отдел правоведения и политологии, который стал вести научные исследования по теме “Становление правового государства и гражданского общества в РТ”. При этом отделе образован научно-практический клуб “Гражданское общество”, членами которого являются преподаватели и научные сотрудники общественных и гуманитарных наук, аспиранты, студенты, представители общественных и правозащитных организаций. На его заседаниях обсуждаются актуальные проблемы становления институтов гражданского общества. Так, на октябрьском заседании в форме “круглого стола” была обсуждена тема “Местное самоуправление как институт гражданского общества”. Активными участниками “круглого стола” стали председатель постоянной комиссии Госсовета РТ по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешним связям В.Логинов, ученые-политологи А. Гильманов, С. Сергеев, А.Мавлюдов и другие.
В ноябре на заседании клуба намечено обсудить тему “Проблемы предпринимательства в период становления гражданского общества”, а в декабре – “Роль женских организаций в формировании гражданского общества”. На каждом заседании клуба формулируются предложения и рекомендации, призванные способствовать решению актуальных проблем в становлении институтов правового государства и гражданского общества в РФ и РТ. Они направляются для обсуждения в государственные и общественные организации, в том числе в комиссию Госсовета РТ по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешним связям.
В конце октября в Казани прошла Всероссийская научно-практическая конференция “Становление гражданского общества и демократической политической системы в Российской Федерации”. В ее работе приняли участие ученые-обществоведы, представители общественных объединений из Москвы, Казани, Екатеринбурга, Уфы, Ижевска, Кирова, Ульяновска. Наибольшую активность среди общественных объединений проявили представители СДПР, а среди правозащитников – представители Комитета по защите прав человека РТ.
Участники конференции отметили, что в 90-е годы ХХ века в стране были сделаны позитивные шаги в направлении создания демократической политической системы. Однако пока не удалось осуществить в полной мере ее формирование. По мнению профессора М.Фарукшина, это обусловлено прежде всего тем, что отсутствует реальное разделение ветвей государственной власти в Российской Федерации. Наблюдается сильный крен полномочий в сторону исполнительной (президентской) власти. Профессор Г.Водолазов считает, что пока в России не сложилась многопартийная система, отсутствуют политические партии доктринального типа. По мнению профессора О.Несмелова, без крупной социал-демократической партии невозможно сформировать демократическую политическую систему. Если в странах Западной и во многих странах Восточной Европы социал-демократические партии являются одной из двух доктринальных политических партий (наряду с консервативными партиями), то в России социал-демократы даже не представлены в Государственной Думе.
На наш взгляд, это связано с тем, что правящая элита в стране избрала “навязанный” вариант трансформации российского общества (“реформы сверху”). Этот вариант был юридически закреплен в Конституции РФ 1993 года. Первым важным шагом на пути смены варианта трансформации российского общества с “навязанного” на пактово-реформистский (реформистский) могла бы стать конституционная реформа. Социологические опросы свидетельствуют о том, что эта идея находит большую поддержку среди населения страны. Так, например, по итогам всероссийского опроса 67% россиян считают необходимым внесение изменений в Конституцию РФ (газета “Известия” за 11 декабря 2001 г.). Минувшим летом было опрошено 100 ученых-обществоведов вузов и научных институтов Казани. Из них 69 человек высказались за проведение конституционной реформы в РФ. Причем 53 опрошенных считают, что основными направлениями такой реформы должны стать: достижение оптимального разделения полномочий ветвей государственной власти в РФ; усиление гарантий прав человека; укрепление федеративных отношений; формирование реальной партийной системы.
Конституционную реформу, на наш взгляд, следует осуществить в два этапа. На первом этапе (2002-2003 гг.) необходимо принять поправку к Конституции РФ, связанную с новым принципом формирования Правительства России. Оно должно формироваться с учетом результатов выборов в Государственную Думу РФ. На втором этапе (2005-2006 гг.) должны быть внесены изменения в Конституцию РФ, направленные на реализацию в полном объеме принципа разделения и равновесия ветвей государственной власти. Конституционная реформа будет способствовать успешному проведению судебно-правовой и административной реформ. Таким образом, будут созданы благоприятные условия для функционирования в стране правового государства и гражданского общества.
А. ВОРЖЕЦОВ.
Профессор КГТУ (КХТИ),
директор Казанского научного центра
Академии политической науки РФ “Гражданское общество”.