Содоклад председателя Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам Госсовета РТ Илсура САФИУЛЛИНА

Наша комиссия согласилась с основными параметрами бюджета 2003 года.

Наша комиссия согласилась с основными параметрами бюджета 2003 года. Его проект отличается большей степенью проработанности по сравнению с аналогичными документами прошлых лет. Были учтены многие предложения по совершенствованию бюджетного процесса.


Бюджетная стратегия, которую предлагает Правительство, сохраняет те подходы и приоритеты, которые применялись при разработке бюджетов последних лет, а именно: сбалансированность, выполнение долговых обязательств республики. Заложенные в основу проекта бюджета рост валового внутреннего продукта на 3,2% и увеличение промышленного производства на 3,1% – цифры небольшие, отметил Илсур Сафиуллин. И пока однозначно не получаем ответа, достаточно ли этого, чтобы удовлетворить потребности общества, которые мы сегодня декларируем. Это перед Правительством ставит задачу по рассмотрению новых подходов для увеличения доходных источников внутри республики.


Предполагается, что в 2003 году налоги будут распределяться в соотношении 46% на 54% в пользу федерального центра. Но это только налоги. Если учитывать таможенные пошлины, которые составляют одну треть поступлений в федеральный бюджет, и неналоговые доходы (от реализации госимущества), то идет колоссальная концентрация ресурсов. Но при этом прослеживается стремление расширить и без того непосильные для экономики расходы в ущерб социальной политике. Если они увеличиваются в федеральном бюджете, то мы видим, какое напряжение падает на региональные и местные бюджеты. Темп роста самого ВВП при этом сокращается. И это в угоду главной цели – выплате внешнего долга. Так что переспектива не радует. Опережающий рост тарифов на платные услуги населению, расширение платности в сфере образования и здравоохранения, увеличение с 1 января 2003 года ставок акцизов – все это убеждает нас, что прогноз инфляции, видимо, все-таки слишком оптимистичен.


Налог на доходы физических лиц назван крупнейшим источником бюджета. В то же время доля населения в целом в России и в республике, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, возрастает и во втором квартале текущего года составила 28% от всего населения республики – это более миллиона человек. Такая тенденция хоть и не связана напрямую с бюджетом, но говорит о сужении рынка сбыта внутри России. Это сигнал к смене промышленной политики с ориентацией на экспорт.


Дефицит собственных средств бюджета будет восполнен привлеченными средствами. Предполагается, что финансовая помощь республике из федерального бюджета на исполнение законов Российской Федерации, федеральных целевых программ составит свыше 12 млрд.рублей. До 2006 года эта сумма будет снижаться. Чтобы не снижать уровень жизни населения, необходимо сохранять объем доходов бюджета республики. Это предполагает активизацию работ по выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов, наращиванию налогооблагаемой базы, увеличению поступлений в бюджет за счет роста собираемости налоговых доходов, рациональному распределению их по уровням бюджетов. Требуется более активное включение новых источников роста, нужны прежде всего дальнейшие усилия в сфере улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, создания конкурентной среды.


В республике уделяется большое внимание повышению роли администраций на местах при создании условий для развития предпринимательства. Правильнее было бы передать на долговременной основе налоги, зависящие от развития предпринимательства, на местный уровень и не менять ежегодно механизм их расщепления по уровням. Единый налог на вмененный доход, налог с продаж, налог на совокупный доход – это индикаторы работы местных властей с малым бизнесом, и, по сути дела, при хорошей работе они и должны использоваться на местах.


При принятии программы по малому предпринимательству задача состояла в том, чтобы через административные и финансовые рычаги вовлечь в сферу предпринимательства большее количество людей. Получилось это или нет, из доклада Министерства экономики мы не услышали. По данным Государственного комитета РТ по статистике, в первом полугодии 2002 г. малыми предприятиями республики произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 7,5 млрд. руб. Число экономически активных малых предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) с 16,2 тысячи (на 1.01. 2001 г.) возросло до 18,2 тысячи (на 1.07.2002 г.), по бюджету Республики Татарстан доля поступлений от малого бизнеса в 2002 и 2003 годах не меняется и составляет менее 1 процента, что объясняется изменениями в структуре и общем объеме налоговых доходов данного уровня бюджета при снижении общей суммы совокупного налога от малого бизнеса.


Есть существенные резервы по увеличению доходов от использования госимущества. Важно навести порядок в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений. Докладчик отметил, что во многих случаях сумма выручки от управления госимуществом в несколько раз меньше затрат на содержание управленцев. Из этого следует, что надо активнее избавляться от госимущества, вести более эффективную работу. Необходимо утвердить смету расходов для ГУПов и для исполнительных дирекций АО, где доля республики составляет более 50%. Зачастую работники этих предприятий пользуются государственным имуществом как своим, и от этого выгоду извлекают только они, а собственник – государство ничего не получает.


На сегодняшний день Комитету по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению, как кредитору, выступающему от имени бюджета, передано 305 млн.рублей, а сумма погашения составила 15 млн.рублей. Желательно более эффективно проводить работу по возврату этих средств в бюджет.


При ограниченных ресурсах, сказал далее докладчик, выдвигается на первое место проблема эффективности бюджетных затрат. И.Сафиуллин привел такой пример. В республике насчитывается свыше 845 тысяч детей, из них в учреждениях дополнительного образования занимается 462 тысячи (более половины). Из этого можно сделать вывод, что работа по данному направлению ведется. Однако преступность и наркомания среди детей и подростков растут. Значит, нужно больше уделять этому внимания и использовать средства, выделяемые на образование, по целевому назначению.


В то же время есть возможность сократить расходы бюджетных учреждений за оказанные услуги, направив средства из бюджета в виде дотаций напрямую организациям, оказывающим эти услуги.


В соответствии с Программой оснащения объектов бюджетной сферы приборами учета достигнуты определенные результаты. Так, фактическое теплопотребление на основании показаний приборов учета составляет 40-60% от договорных нагрузок на теплоснабжение. Но есть и проблемы. Например, в Казани используется лишь 23% установленных узлов учета, остальные энергетиками под разными предлогами не принимаются к работе.


В современных условиях бюджеты регионов и местные превращаются в сметы расходов. Было бы разумно обратиться к модели “президентского бюджета”, характерного для США. При составлении бюджета должны определяться желаемые результаты работы ведомств в предстоящем году, и на этой основе нужно выделять им соответствующую сумму денег, затем контролируя результат. А как ведомства будут добиваться этого результата – их дело.


Сегодня министерства играют роль “штабов” отраслей. В итоге они не занимаются реализацией единой политики, а выступают лоббистами подведомственных предприятий и учреждений, таким образом, представляя интересы отрасли в государстве, а не государства в отрасли. Их функции при этом пересекаются.


Необходимо прекратить практику, когда каждое министерство обзаводится своим натуральным хозяйством.


Мы не обязаны заботиться о развитии министерств. Мы должны рассматривать их работников как наемных менеджеров, принятых на работу для эффективной организации образования, здравоохранения, ЖКХ имеющимися у государства на данный момент средствами. Министерства, освободившись от хозяйственных функций, должны стать центрами выработки стратегии отрасли.


Следует сократить штат госслужащих. Бухгалтерские, информационные, хозяйственные, транспортные услуги могут оказывать сторонние организации, выбираемые по конкурсу, которые будут способны обслуживать несколько министерств. Это исключит дублирование и повысит эффективность.


Необходимо отделить постоянные расходы от расходов на оказание бюджетных услуг. Что это значит? Расходы на содержание сети больниц как постоянные затраты бюджета можно было бы выделить отдельной статьей, а оплату за услуги по лечению предусматривать из Больничной кассы по результатам работы или самим населением.


Необходимо высказать и упрек себе. Профильные комиссии недостаточно тесно работают с министерствами по реализации задач, поставленных бюджетом. Необходимо ежемесячно, ежеквартально рассматривать на заседаниях текущую работу и, если необходимо, оперативно вносить изменения в закон о бюджете.


Думается, настало время формировать бюджет по проблемам – переходить от затратной модели бюджета к эффективной. Устанавливать приоритеты расходов, предоставляя простор для оперативного управления, создавая стимулы для экономии средств.


Приоритетной является функциональная и программная структура бюджетных расходов. Не задача бюджета – выделять деньги на издание такого-то журнала, на ремонт здания такого-то творческого союза. Задача бюджета – развитие культуры татарстанского народа.


В заключение докладчик сказал: как видим, внутренние резервы есть, и Правительству предстоит большая работа по реализации поставленных бюджетным посланием Президента М.Шаймиева задач. Пожелаем членам Кабинета Министров успеха.


Учитывая заключения всех постоянных комиссий Государственного Совета, рекомендации парламентских слушаний, Комиссия по бюджетно-финансовым вопросам считает возможным рекомендовать парламенту проект закона “О бюджете Республики Татарстан на 2003 год” в первом чтении.


 


Доклад публикуется в изложении.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще