Народный депутат РТ Юсуп Якубов, чей избирательный округ находится в Набережных Челнах, направил коллегам из местного “парламента” для рассмотрения на ближайшей сессии обращение, в котором предлагает поручить городской администрации разработать общегородскую программу строительства жилья в связи с бедственным, по его мнению, положением автограда в этой области. Обращению к депутатам горсовета предшествовал брифинг для средств массовой информации.
По данным Ю.Якубова, объемы строительства жилья в городе за последние три года упали с 92 до 52 тысяч квадратных метров. На сегодня в Челнах самый низкий показатель обеспеченности жильем по республике – в среднем 16,7 кв. метра на человека. В очереди на улучшение жилищных условий стоит около 35 тысяч граждан, среди них более 5 тысяч работников бюджетной сферы, 1250 многодетных семей, 800 инвалидов, около 8 тысяч камазовцев. В общежитиях проживают свыше 10 тысяч человек, 13 процентов челнинцев ютятся в малосемейках. И перспективы не вызывают оптимизма.
Из 1,5 млн. квадратных метров жилья, которые в соответствии с утвержденным Кабмином РТ заданием будут введены в эксплуатацию в республике в 2002 году, на долю Челнов придется менее 3,5 процента, что и близко не соответствует их удельному весу в населении и экономическом потенциале Татарстана. Больше, чем в автограде, в абсолютных показателях будет возведено жилья в Нижнекамске, Альметьевске, Зеленодольске (Казань вообще выводим за скобки). А если масштабы жилищного строительства соотнести с численностью населения, то выясняется: даже некоторые сельские райцентры кладут на обе лопатки полумиллионный город. И в этом Ю.Якубов склонен обвинять его администрацию, которая слабо использует успешно действующие в Татарстане финансовые механизмы программы ликвидации ветхого жилья.
На мое возражение, что средствами “ветхого фонда” распоряжается Правительство РТ, поэтому народному депутату, защищая интересы своих избирателей, следовало бы апеллировать к руководству республики, Ю.Якубов ответил: “Прежде нужно разработать общегородскую программу, способную консолидировать усилия потенциальных застройщиков. А потом и республику звать на помощь”.
В таком подходе, безусловно, есть резон. Тем более сам законодатель выступает сторонником рыночной экономики. Но тогда необходимо было, хотя бы приблизительно, оценить инвестиционный потенциал 35 тысяч очередников. Ладно, многодетных родителей и инвалидов не будем трогать. Им, наверное, государство обязано предоставить жилье по социальным нормам бесплатно. А каковы сбережения, уровень зарплаты, имеется ли недвижимость у остальных? Что они реально могут вложить в строительство для себя отдельных квартир? И если у людей действительно скопились на сберкнижках или в “чулках” серьезные суммы, вот тогда можно попенять городской администрации, почему она не использует этот ресурс. Но сначала надо выяснить, а есть ли он? Народный депутат в своем письме “младшим” коллегам больше упирает на то, что “необходима полная база данных о нуждающихся в квартирах людях”.
Ну, положим, в “нуждающихся” никогда недостатка не будет, а вот как накормить пятью хлебами толпу страждущих…
Для решения жилищной проблемы в городе Ю.Якубов предлагает (кстати, не он первый, это стало уже общим местом в выступлениях многих ответственных руководителей) довести до ума дома, которые начали строить в период процветания Кам-
АЗа. Увы, “пенки, сливки и прочую сметану” с незавершенки сняли еще в девяностые годы прошлого века. Остались лишь фундаменты, а то и просто котлованы. Как показывает опыт фирмы “КамАЗприватжилье”, их использование очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий существенно не продвигает. Львиную долю квартир во вводимых домах приходится отдавать “чужакам”, на деньги которых они строятся.
Помимо самоинвестирования, конечно, существуют и другие финансовые источники для улучшения жилищных условий горожан. За последние два года на эти цели получили ссуды из местного бюджета 400 работников бюджетной сферы. Приличный вроде бы показатель. Хотя нетрудно прикинуть: при таких темпах потребуется четверть века, чтобы облегчить участь мыкающимся сейчас по углам учителям, врачам, работникам культуры и т.д.
На внешние же инвестиции рассчитывать пока не приходится. Ведь “толстосумы” в отличие от государства, которое может дать молодой семье беспроцентный кредит, вкладывать собственные капиталы в массовое жилищное строительство без надежды на прибыль не будут. А в то, что “заграница нам поможет”, уже не верят самые отчаянные “интернационалисты”. Широко рекламировавшийся Европейским Союзом несколько лет назад проект “Тасис”, в котором участвовали и Челны, Ю.Якубов отказался даже комментировать.
Вывод: без резкого подъема экономики в городе призывы расселить общежития, ликвидировать малосемейки остаются благими пожеланиями. Рассматривая проблему совершенствования социальной структуры общества вне контекста экономических реформ, можно лишь вызвать всплеск эмоций при нулевом практическом результате.