Дни Комитета парламентского контроля, похоже, сочтены. В предстоящем депутатском созыве он, скорее всего, не возобновит своего существования, поскольку функции парламентской проверки за использованием бюджетных средств к тому времени перейдут к Счетной палате. Об этом широкой публике стало известно на последнем заседании пленарной сессии Госсовета, где в первом чтении обсуждался законопроект “О Счетной палате Республики Татарстан”.
Судя по настроению народных избранников нынешнего созыва, одних это уже совершенно не волнует, а других вполне устраивает – ведь контрольный комитет как бы и не ликвидируется вовсе, а только меняет свое название. Так ли это на самом деле? Отнюдь. Существенный нюанс состоит в том, что в составе Счетной палаты уже не будет непосредственно самих народных депутатов, и, вообще, это будет постоянно действующий орган государственного финансового контроля.
Фигуре председателя палаты уделяется весьма и весьма пристрастное внимание. Так, в проекте сказано, что он не должен состоять в близких родственных отношениях с Президентом Татарстана, Председателем Госсовета, Премьер-министром, руководителем Аппарата Президента, прокурором республики, председателями Конституционного, Верховного и Арбитражного судов РТ. Некий дискриминационный момент здесь, конечно, можно усмотреть. Но, увы, законопроект бескомпромиссно суров: ни свата, ни брата названных должностных лиц не должно быть, даже если по жизни это вполне самостоятельные и кристально чистые люди.
Ну ладно, фигура самого председателя палаты, положим, ни у кого не вызовет сомнений. В такой ситуации есть смысл говорить о подотчетности этого государственного органа. Кому конкретно он будет подчиняться и чьи конкретные указы и запросы выполнять?
По трактованию самих разработчиков законопроекта, Счетная палата в рамках возложенных на нее контрольных задач обладает организационной и функциональной независимостью. То есть она как бы полностью независима как от представительной, так и исполнительной ветвей власти. В то же время она обязана ежегодно отчитываться перед Госсоветом (отчет подлежит обязательному опубликованию) и регулярно предоставлять информацию о своей деятельности средствам массовой информации. По проекту обязательному включению в планы и программы работы палаты подлежат поручения Госсовета и обращения не менее одной пятой от общего числа депутатов. Следовательно, это парламентский орган? Однако “подкинуть работу” палате могут также Президент, Кабинет Министров, отдельные народные избранники – их запросы подлежат обязательному рассмотрению (слабый намек на то, что тот или иной запрос можно рассмотреть, но не включить) при формировании планов и программ. Можно ли из данного положения сделать вывод о том, что это также и орган исполнительной власти?
Самое любопытное заключается в том, что кандидатура председателя этого независимого органа предлагается Президентом РТ, кандидатуры двух его заместителей – Председателем Госсовета, а кандидатуры шести аудиторов – соответствующими комитетами (или комиссиями) парламента. Народных избранников такая трактовка, мягко говоря, подивила. Как же так? Разве сможет орган, контролирующий финансовую деятельность исполнительной власти, быть объективным и беспристрастным, если его возглавляет ставленник той же исполнительной власти!
Возможность такого вот невразумительного консенсуса двух ветвей власти была категорически отвергнута парламентариями. От исполнительной власти заказан двугорбый верблюд, саркастически заметил по этому поводу народный депутат Александр Штанин. Солидарен с ним и Сергей Осколок, считающий, что перетягивание одеяла в сторону исполнительной власти в конечном итоге приведет к тому, что парламент не сможет получить объективных контрольных цифр по расходной части бюджета. Даже Президент России имеет только право запроса в Счетную палату, а наш – право поручения. Между запросом и поручением огромная разница, напомнил Осколок. Вот сзади меня сидят главы администраций, так они четко квалифицируют: если поручаешь, это – твой подчиненный!
Народный депутат Альберт Каримов, отметив, что председатель Счетной палаты России, его заместитель и аудиторы назначаются Федеральным Собранием РФ, по аналогии внес конкретные предложения: кандидатуру на должность председателя палаты назначать только по представлению главы парламента. Далее. Заместитель председателя тоже должен быть вне всякого подозрения – то есть он не должен состоять в родстве с высшими должностными лицами республики. Более того! Бдительный Альберт Каримов считает, что и жены руководителей Счетной палаты должны быть вне подозрений. Интересное предложение, конечно, но так можно далеко зайти, согласитесь. И потом, Трудовой кодекс, насколько известно, пока еще не предполагает истребования у кандидата в государственные служащие подробно расписанного генеалогического древа…
Второе чтение законопроекта, скорее всего, состоится на ближайшем сессионном заседании парламента. Вряд ли к тому времени в проекте уцелеют президентские полномочия относительно назначения кандидатуры председателя палаты. По крайней мере, даже Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин по следам первого обсуждения уже обозначил свою позицию. По его мнению, руководитель исполнительной ветви власти, вносящий ежегодное бюджетное послание парламенту, подобными полномочиями обладать не должен. Я думаю, Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев, если бы он был сейчас здесь, и сам не настаивал бы на этом, добавил Мухаметшин.
Однако вернемся к Комитету парламентского контроля, ведь его полномочия связаны не только с проверкой выполнения закона о бюджете и финансовой дисциплины. Это также исполнение поручений Госсовета, работа с обращениями граждан и, что очень важно, гласное рассмотрение результатов проверок. Материалы парламентского контроля легли в основу тринадцати постановлений и четырех распоряжений Правительства РТ. Возникает вопрос: кто будет выполнять функции, которые не войдут в компетенцию Счетной палаты?
По мнению председателя комитета Зямила Ягудина, регламент работы Госсовета позволяет заниматься контрольными функциями любой из постоянных комиссий парламента. И уже новому созыву решать, создавать ли специальный комитет в составе народных депутатов, наделив его контрольными функциями, или же возложить эти функции помаленьку на всех.
Впрочем, если на всех – значит, ни на кого конкретно…