Режим ожидания

Очередное заседание тринадцатой пленарной сессии было коротким – всего один день.

Автор статьи: Раиса ЩЕРБАКОВА

Очередное заседание тринадцатой пленарной сессии было коротким – всего один день. Представители средств массовой информации на нем не задержались, после рассмотрения первого (и главного) вопроса большинство журналистов покинули стены парламента. Все остальные вопросы для судьбы республики сейчас как бы неважны…


Лучший вид обороны – нападение

Похоже, тринадцатую сессию в режиме продолжения (а вернее – ожидания) будут вести столько, сколько понадобится. А сколько понадобится, пока никто не может сказать, вот и вбрасывают в повестку дня все новые и новые дополнительные вопросы. Некоторые из них по своей сути яйца выеденного не стоят, но их присутствие столь желательно в данный момент, что Госсовет даже идет на нарушение регламента. Слабенький протест, что нельзя же прямо с колес, толком не ознакомившись с документами (а их раздали накануне или уже на самой сессии), решать вопросы, не возымел действие. Надо включить, и все!


Как догадывается внимательный читатель, время тянут не просто так. Пока не решится главный вопрос сессии – о протесте заместителя генерального прокурора РФ Александра Звягинцева на Закон РТ от 19 апреля 2002 года “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан”, нечего и думать о дальнейшем продвижении вперед. Между тем Госсовет оказался в правовом тупике. Призадумаешься тут, если подвергнуты сомнению более пяти десятков статей обновленной татарстанской Конституции.


Парламентская комиссия, созданная для подготовки предложений по прокурорскому протесту, провела пять заседаний. За это время в Верховный суд РТ от Звягинцева поступило заявление уже о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Конституции Республики Татарстан.


Как доложил собранию председатель комиссии Марат Магдеев, депутаты пришли к выводу о том, что без разъяснений Конституционного суда Российской Федерации они не смогут предложить какого-либо варианта принципиального решения (отклонить или принять) по протесту заместителя генерального прокурора РФ. Комиссия подготовила два запроса в означенный суд – первый касается толкований отдельных положений Гражданского процессуального кодекса РФ, второй – федерального закона о Прокуратуре Российской Федерации.


Суть запроса заключается в том, чтобы проверить, соответствуют ли Конституции РФ отдельные положения названных законодательных актов в той части, в которой прокурор, осуществляя надзор, может обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о признании противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению конституции и уставы субъектов Российской Федерации. И вообще, могут ли суды общей юрисдикции рассматривать дела об оспаривании конституций и уставов субъектов?


Иными словами, Генеральной прокуратуре дают понять, а знает ли она сама федеральные законы. По мнению комиссии, в работе которой принимали участие ведущие юристы и специалисты конституционного права, проверка основных законов и уставов субъектов может быть осуществлена только в рамках конституционного судопроизводства. Более того, комиссия предлагает Госсовету обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности отдельных положений Гражданского процессуального кодекса и федеральных законов о прокуратуре и судебной системе Российской Федерации.


Что касается самого прокурорского протеста, доложил Марат Магдеев, то в связи с тем, что в нем затрагиваются вопросы еще и политического характера, комиссия предлагает не выносить по нему принципиального вердикта до тех пор, пока Конституционный суд Российской Федерации не вынесет какого-либо решения. Поломать голову над нелегкой задачкой придется и Конституционному суду Республики Татарстан, куда по собственной инициативе обратился ряд народных депутатов республики.


Ну а более всего попотеть придется, вероятно, Председателю Госсовета РТ. Фариду Мухаметшину комиссией предложено быть на предстоящем заседании Конституционного суда представителем Государственного Совета Республики Татарстан. Оспаривать у него эту незавидную роль никто в татарстанском парламенте не решился.


О профиците, информация о котором в дефиците

Сторонние наблюдатели уже привыкли к тому, что вопросы, поднимаемые народным депутатом Александром Штаниным на заседаниях парламента, вначале встречаются в штыки, вызывая раздражение почтенного собрания. Их, как правило, игнорируют. Затем, по прошествии какого-то времени, эти вопросы так или иначе оказываются в повестке дня и, представьте, частенько решаются положительно. Штанин, несмотря на отлуп коллег, внешне невозмутим, предельно собран и берет, что называется, не битьем, так катаньем.


На сей раз Александр Васильевич сформулировал свой вопрос так: “Об отчете Кабинета Министров РТ по расходованию профицита бюджета 2000 года”. Тема весьма животрепещущая, если учесть, что в 2000 году превышение доходной части бюджета над расходной составило более 1,8 миллиарда рублей, однако никто толком не знает, куда, на что и кем конкретно эти средства направлены. В бюджет 2001 года названные средства не вошли.


Разговор этот депутат Штанин поднимает не впервые. На прошлой сессии, учитывая его доводы о том, что только законодательный орган имеет право списать бюджетные деньги, Госсовет официально затребовал было отчета от Правительства, но Кабмин отмалчивается, как партизан на допросе. Народных избранников, особенно из числа глав администраций, которые вьюнами вьются вокруг Минфина и казначейства, это молчание, похоже, вполне устраивает. Вот и на сей раз желающих поддержать требование “оппозиционера” Штанина и вызвать Кабмин “на ковер” не нашлось: парламент отказался от отчета.


Между тем интрига сия не прошла незамеченной широкой публикой. Полагаю, не в одной нашей редакции на следующий же день после сессионного заседания раздались звонки возмущенных избирателей, которым показалось весьма странным поведение своих избранников. Если чиновники молчат, а депутаты их покрывают, значит, им вместе есть что скрывать! Известно же: чем больше тайн, тем больше домыслов. Вот и судачит нынче народ, кто во власти больше всех набил свой карман в 2000 году и не хочет в этом признаться. Вот вам и обратная сторона дефицита информации!


Кстати, скорбный труд народного депутата Штанина не пропал даром. Вняв-таки его резонным требованиям, профицит 2001 года включен в бюджет 2002 года, и, как доложил собранию председательствующий Фарид Мухаметшин, есть принципиальная договоренность лично с Премьер-министром о том, что впредь, как того требует федеральный закон, профицит будет представляться парламенту для утверждения в расходной части бюджета.


Браво, Александр Васильевич! Как говорится, капля камень точит…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще