На прошлой неделе какому-нибудь американскому генералу, как и небезызвестному в пятидесятые годы прошлого века министру обороны США Д.Форрестолу, опять было впору бросаться в окно с криком “Русские идут!” Москва высадила в Вашингтоне целый “десант” министров Ивановых. Внешних эксцессов, однако, не было. Напротив, все прошло чинно и спокойно. Российские министры – иностранных дел и обороны – пообщались с американскими коллегами К.Пауэллом и Д.Рамсфельдом, а затем были приняты президентом США Дж.Бушем. Темы обсуждались самые разные, но главными, разумеется, были Ирак и Грузия.
И вот ведь что интересно: после обмена конфиденциальной информацией американские министры выглядели несколько растерянными и смущенно признавали наличие террористов в Грузии и их связь с представителями власти республики. Наши Ивановы, напротив, выглядели очень уверенными и не скупились на жесткие реплики в адрес южного соседа. По всему было видно, что найти в США защиту от России президенту Грузии Шеварднадзе не удастся.
В то же время тон заявлений российских руководителей по иракскому вопросу нисколько не изменился. Много раз предсказанного “размена Грузии на Ирак” не произошло. Россия, в сущности, получила американское “добро” на действия против Грузии, но своего “добра” на действия США против Ирака не дала. Давно мы не видели ничего похожего.
И вообще, с иракскими делами у США что-то не ладится. Обратившись в ООН за санкцией на удары по С.Хуссейну, они сами поставили себя в неловкое положение. Теперь американцам надо ждать результатов инспекции, на которую Ирак уже согласился, или действовать без санкции ООН и нарваться при этом на противодействие мирового общественного мнения.
Показательны в этом смысле прошедшие в воскресенье выборы в бундестаг – нижнюю палату парламента Германии. Редкая по напряженности избирательная кампания завершилась победой “красно-зеленой” коалиции – Социал-демократической партии во главе с действующим канцлером Г.Шредером и партии “зеленых” под руководством нынешнего министра иностранных дел Й.Фишера. Вместе они будут иметь абсолютное большинство депутатских мест в бундестаге, и лидеры коалиции уже заявили о готовности сформировать новое правительство ФРГ.
Особенностью прошедшей кампании стало то обстоятельство, что велась она как бы на двух полях – внутриэкономическом и внешнеполитическом. На первом из них объективно сильнее выглядел основной соперник Шредера, премьер-министр крупнейшей федеральной земли Бавария Эдмунд Штойбер по той простой причине, что безработица в этом субъекте германской федерации вдвое ниже, чем в среднем по стране. Трудно придумать более убедительный аргумент, доказывающий управленческую квалификацию кандидата на пост руководителя исполнительной ветви власти всей страны.
Однако Шредеру удалось вовлечь соперника во внешнеполитическую дискуссию, в которой он по целому ряду причин оказался на голову выше оппонента. В первую очередь сказался, конечно, уже имеющийся опыт государственного управления и более широкий общеполитический кругозор Шредера. В центре же внешнеполитической дискуссии оказался вопрос об отношении Германии к планам США по силовому свержению существующего режима в Ираке. Канцлер Шредер буквально ошарашил мировую общественность беспрецедентно резким заявлением о том, что если США начнут военные действия против Ирака без санкции ООН, то Германии следует запретить использование американских военных баз на ее территории. Штойбер же что-то вяло возражал, ссылаясь на традиционную атлантическую солидарность.
Шредер точно угадал настроения избирателей: солидарность солидарностью, но сколько же можно? Старушка Европа всегда поглядывала на бесцеремонных янки с неким двойным чувством, как обедневший аристократ на внезапно разбогатевшего буржуа. Деньги, конечно, заставляют себя уважать, но никакие деньги не заменят двадцать поколений благородных предков. Получается что-то вроде почитания заокеанского друга на грани страха с сильной примесью брезгливости.
В течение многих послевоенных лет немцам приходилось терпеть снисходительное похлопывание по плечу из-за океана. Военное поражение и последующая экономическая зависимость делали свое дело. Но разруха давно миновала. Преодолен и другой, унизительный для немцев итог Второй мировой войны – разделение страны. Нация воссоединилась, почувствовала себя сильной морально и независимой материально и больше уже не хочет слепо двигаться в русле американской политики.
К тому же немецкие корпорации играют “первую скрипку” в объединенной Европе, а ее суммарный экономический потенциал уже сравним с экономикой США. И, разумеется, капитанов немецкого бизнеса не может не раздражать беззастенчивое использование Америкой военной силы для получения односторонних преимуществ в экономике. Скажем, им совсем не “улыбается” установление полного господства США над всеми нефтяными ресурсами Ближнего Востока.
Конечно, до прямого противостояния экономические противоречия в стане союзников по НАТО еще не дошли, соотношение сил все-таки пока далеко не в пользу Европы. Но европейцы уже то тут, то там начинают, что называется, хватать Америку за язык. Затеяли американцы вводить ограничения на импорт стали, европейцы тут же вспомнили про постулаты свободы торговли и устав Всемирной торговой организации. Теперь вот США захотелось поменять власть в Ираке, и Европе понадобились доказательства того, что в этой стране действительно идет работа по созданию оружия массового поражения.
Победа Шредера над Штойбером в известном смысле означает победу принципов над куском хлеба насущного. И это серьезное предупреждение американским политикам, утрачивающим чувство меры. Важно, что сделано оно именно на выборах и именно в Германии. Ее пример не может не влиять на весь континент. И никакие заклинания о мобилизации всего мира для борьбы с терроризмом тут уже не помогают, потому что корысть США в этой борьбе видна невооруженным глазом.