Затянем ремни и прибавим ходу

Оптимизация ведомственных подпрограмм, разработанных в рамках реализации программы “Основные направления стратегии социально-экономического развития республики до 2005 года”, и внесение соответствующих коррективов в межбюджетные расчеты – эти два ключевых вопроса обсуждались в минувшую пятницу на совещании Правительства под председательством Премьер-министра РТ Рустама Минниханова.

Автор статьи: Андрей КОБЯКОВ

Оптимизация ведомственных подпрограмм, разработанных в рамках реализации программы “Основные направления стратегии социально-экономического развития республики до 2005 года”, и внесение соответствующих коррективов в межбюджетные расчеты – эти два ключевых вопроса обсуждались в минувшую пятницу на совещании Правительства под председательством Премьер-министра РТ Рустама Минниханова.


Заместитель министра экономики и промышленности РТ Алевтина Кудрявцева напомнила, что этот стратегический документ был разработан в развитие программы экономического и социального прогресса Республики Татарстан, принятой в 1996 году. Осовремененный проект, призванный определить вектор развития уже до 2005 года, прежде чем быть в целом одобренным, прошел обкатку на всех уровнях разных ветвей власти. Однако он до сих пор не принят ни Правительством, ни парламентом, являясь по сей день объектом анализа со стороны “экономических программистов”, постоянного внимания министерств, ведомств и других институтов, в частности, научных, социальных, налоговых.


Своей необычайной живучести этот перманентно оптимизируемый документ обязан, во-первых, изменениям во внутренней политике страны, потребовавшей от Татарстана скорректировать свою законодательную базу и, соответственно, пересмотреть структуру текущего и долгосрочного бюджетного планирования в новых экономических условиях, а во-вторых, соответствующим изменениям на российском рынке товаров и услуг.


Коррективы направлены на увеличение валового регионального продукта и снижение затрат в тех отраслях экономики, которые Алевтина Николаевна обозначила как “условно затратные”.


И хотя в целом было отмечено, что, по результатам индикативного мониторинга Минэкономики, работа министерств и администраций городов и районов идет в соответствии с регламентом, нет-нет да и приходится Минэкономики играть роль эдакого фильтра по отлавливанию программ, направленных на получение ведомствами дополнительных финансовых ресурсов для решения своих текущих задач. Между тем движение во втором направлении должно идти посредством снижения собственных затрат и развития внебюджетных направлений в “затратных отраслях”.


Перед министрами была поставлена конкретная задача – разработать в соответствии с регламентом комплексные отраслевые программы, ориентированные на достижение показателей по годам, опираясь при этом на государственные гарантии и финансы, если речь идет об использовании государственных ресурсов. Также необходимо доработать и защитить программы развития городов и районов, ибо, как сообщила Кудрявцева, последние лишь на четверть удовлетворяют требованиям, по крайней мере, в них не просматривается явно стремление получить дополнительные ресурсы собственными силами.


Как пояснили присутствующим Рустам Минниханов и его первый зам Равиль Муратов, при разработке своих программ отрасли и администрации должны перегруппировать источники получения финансов таким образом, чтобы приоритетными стали внебюджетные сферы. Ведь ясно, что доходная часть их кошельков имеет объективную тенденцию к снижению, а потому дабы достичь положительного баланса, необходима оптимизация (скорее, минимизация) расходов.


– Мы должны оптимизировать наши расходы, – сказал премьер. – Средства будут выделяться в рамках определенных социальных гарантий – того минимума, который Правительство гарантирует каждому министерству. Специальное постановление Кабмина, касающееся социальных гарантий, уже подписано.


Рустам Минниханов напомнил, что сегодня ни один бюджет не в состоянии нести затраты, чтобы содержать столь огромную социальную инфраструктуру. Огромные деньги порой направляются на строительство новых объектов при игнорировании капитального ремонта, сказал премьер. Вот и получается, что в одном районе школы, например, загружены лишь на 30 процентов, а в другом – задыхаются от нехватки площадей. Именно для прогнозирования дальнейших действий и нужны такие документы, как “Основные направления стратегии”.


Министр финансов Роберт Мусин в своем докладе фактически развил выступления предыдущих ораторов, конкретизировав их цифрами и фактами. Так, если в 2000 году в консолидированный бюджет Татарстана было зачислено 88 процентов собранных на территории республики налогов, в 2001-м – 60 процентов, за пять месяцев текущего года – 50, то на 2003 год Минфином прогнозируется снижение этого показателя до 45 – 47 процентов. Этот неутешительный прогноз вызван, в первую очередь, ожидаемыми изменениями в системе налогообложения. Так, предполагается заменить налог на пользователей автодорог и налог с владельцев транспорта на новый вид платежей – транспортный налог. Зато ставка налога на горюче-смазочные материалы может повыситься на 45 процентов. В итоге только из-за этих нововведений республиканский бюджет может потерять более 3 миллиардов рублей. И хотя федеральные власти предусмотрели определенные механизмы компенсации этих региональных потерь, диагноз Минфина – отрицательное сальдо в сумме 970 миллионов рублей. Намечается и ряд других весьма существенных потерь.


Согласно программе бюджетного федерализма регионам оставлены лишь те виды налогов, которые недаром названы рискованными. Ведь, например, налог с физических лиц является для бюджета ощутимым лишь при условии сохранения высокого уровня жизни большинства населения. А учитывая тот факт, что именно это и поставлено во главу угла стратегической программы социально-экономического развития республики, то у Правительства остается лишь один путь – научиться рационально расходовать собственные средства.


По мнению министра, необходимо создать межведомственную комиссию с привлечением научных работников и налоговиков по планированию консолидированного бюджета республики до 2006 и с перспективой до 2010 года, а также разработать подпрограмму увеличения доходной базы бюджета, в том числе за счет реализации конкретных мероприятий по увеличению объема выпускаемой продукции и расширению налогооблагаемой базы. Таких мероприятий Роберт Мусин перечислил не менее десяти. При этом темпы роста экономики Татарстана должны достигать не менее 7 – 10 процентов в год.


Участвовавший в совещании госсоветник при Президенте РТ Фильза Хамидуллин весьма кстати напомнил министрам о существовании такого понятия, как “повышение производительности труда”, и необходимости оперирования им при разработке перспективных мероприятий по оптимизации баланса республиканского бюджета.


Премьер-министр Рустам Минниханов предложил сразу после окончания совещания начать подготовку документа, определяющего комплекс мер по решению обсужденных проблем. При этом члены Правительства приняли весьма дальновидное решение – включить в состав рабочих комиссий депутатов Госсовета РТ – членов соответствующих парламентских комитетов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще