Обручение России с НАТО

Во вторник в пригороде итальянской столицы руководители 19 государств-членов НАТО и Президент России В.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

Во вторник в пригороде итальянской столицы руководители 19 государств-членов НАТО и Президент России В.Путин подписали Римскую декларацию, согласно которой создается принципиально новый Совет Россия – НАТО. Это соглашение будет иметь далеко идущие геополитические последствия. По сути дела, это шаг к новому, пока неведомому мироустройству.


Миропорядок, установленный после Второй мировой войны, давно не устраивал США. Решения Генеральной Ассамблеи ООН, где любая самая маленькая страна имеет равный с Америкой голос, частенько шли вразрез с ее интересами. А в Совете Безопасности ООН – единственном органе, санкционирующем силовые миротворческие операции, правом вето обладали СССР и Китай, да и Франция время от времени “показывала характер”. И, таким образом, военно-политическое влияние Америки на мировые процессы все менее соответствовало ее растущей военно-экономической мощи. Поэтому постоянно шел поиск иных, внеооновских механизмов реализации этой мощи. В экономической сфере таким механизмом стала Всемирная торговая организация, исходным предназначением которой было продвижение на мировые рынки американских товаров. В области же военно-политической эта роль была отведена Североатлантическому союзу.


Но все же до тех пор пока существовал Советский Союз, возглавлявший большую группу стран, как своих прямых союзников, так и прикормленных сателлитов, возможности НАТО и ВТО, в которых доминировали США, были ограничены. К тому же, воспользовавшись глобальным противостоянием СССР и США, Индия и Югославия сумели сплотить вокруг себя большую группу так называемых неприсоединившихся стран. Движение неприсоединения стало влиятельной силой, что также мешало Америке реализовывать свои задачи как в ООН, так и через внеооновские механизмы.


С распадом Советского Союза ситуация кардинально переменилась. По Восточной Европе прокатилась волна антикоммунистических революций. Лишенные подкормки, рассыпались кто куда страны-сателлиты. Тихо рассосалось Движение неприсоединения. Реально действующими в глобальном масштабе остались только три организации – ООН, НАТО и ВТО. Уставный принцип ООН – равенство постоянных членов Совета Безопасности стал совершенно нетерпимым для США, оставшихся единственной сверхдержавой. А поскольку изменить устав ООН практически невозможно, американцы стали последовательно действовать в направлении перемещения центра принятия глобальных военно-политических вопросов из ООН в НАТО. Вспомним, что для проведения военной операции против Ирака “Буря в пустыне” предварительно была испрошена санкция Совета Безопасности ООН. При проведении операции против Югославии такая санкция была получена только задним числом. А для операции в Афганистане США уже не нуждались ни в каких санкциях.


И все же совсем игнорировать Россию, обладающую, несмотря ни на что, возможностью многократного уничтожения США, было невозможно. Слишком высоко американцы ценят свой нынешний комфорт для того, чтобы рисковать им, загоняя потенциального противника в угол и не открывая для него никаких возможностей, кроме прямой конфронтации. Поэтому одновременно с продвижением НАТО на восток России было предложено и установление некоего подобия партнерских отношений с альянсом. Так возник совместный постоянный Совет Россия – НАТО (СПС), который быстро был обозначен как формула “19+1”. Ничего этот Совет не решал, но согласно приведенной формуле девятнадцать членов НАТО хотя бы информировали “единицу” – Россию о принимаемых ими решениях. На партнерство это мало похоже, но все же первый шаг навстречу друг другу был сделан. Произошло нечто вроде помолвки.


И вот теперь – римское решение о создании Совета Россия – НАТО, получившего еще до своего рождения название “Совет 20-ти” или “двадцатка”. В процессе деталибанизации Афганистана оказалось, что Россия для Америки гораздо полезнее, чем европейские союзники по НАТО. Этот процесс был бы сильно затруднен без российского согласия на использование натовскими силами баз и аэродромов в среднеазиатских республиках СНГ. Европейцы же смогли помочь только несколькими сотнями рейнджеров, да и то без большой охоты.


А если вглядеться в перспективу распространения зоны ответственности НАТО на весь азиатский субконтинент, то окажется, что лучшего партнера, чем Россия, Америке здесь не найти. Коммунистический Китай – сам себе на уме. Индия с Пакистаном по уши увязли в междоусобном конфликте из-за Кашмира, и их еще придется разнимать. На кого же опираться? Остается одна Россия. Отсюда и заинтересованность в ее более глубоком вовлечении в процессы принятия военно-политических решений НАТО. Тем “двадцатка” и отличается от формулы “19+1”, что она уже является исполнительным органом, где Россия принимает равноправное участие в выработке и принятии решений по ряду военно-политических вопросов. Пока далеко не всех, а только тех, где без нее не обойтись. Это еще не венчание, скорее – обручение, следующий шаг после помолвки.


В русле встраивания России в западные структуры будут и принятие нашей страны в ВТО в щадящем режиме, и установление более “сердечных” отношений с Евросоюзом.


Все это, конечно, не означает, что за принятие в клуб ведущих государств мы должны пожертвовать ооновскими механизмами принятия глобальных решений. Просто здоровый прагматизм подсказывает, что если центр принятия таких решений смещается и воспрепятствовать этому процессу мы не можем, то надо хотя бы иметь вес и в новом центре.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще