Президент Татарстана Минтимер Шаймиев считает, что с внесением изменений в Конституцию республики она войдет в единое правовое и конституционное поле Российской Федерации. В окончательном, третьем чтении изменения в Основной Закон Татарстана будут внесены Госсоветом 19 апреля, сообщил в интервью “Интерфаксу” М.Шаймиев.
“В первой статье нашей Конституции республика отныне признается полноправным субъектом Федерации. До этого статус Татарстана был закреплен как ассоциированный член Российской Федерации”, – отметил М.Шаймиев. Он также напомнил, что в Конституции республики зафиксирован Договор о разграничении и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Этот документ, по утверждению главы республики, “стал идеологией для граждан республики”, и отношение к нему проявляется самое ответственное. “Мы очень строго следим за тем, чтобы республика пунктуально выполняла свои обязательства”, – заявил татарстанский лидер.
Поскольку сама Конституция республики была принята в 1992 году, за год до принятия Конституции Российской Федерации, то вполне естественно, считает он, что по многим принципиальным статьям, в том числе по разделу государственного устройства, Конституция РТ не совпадала с Конституцией РФ.
Для внесения изменений Госсоветом была образована специальная комиссия, которую возглавил сам глава республики. По его словам, этот процесс является “далеко не рядовым событием”. “Дело в том, что за эти годы многонациональное население Татарстана прониклось уважением к своей Конституции. Живя по этому закону, нам удалось добиться заметных успехов в социально-экономической жизни, задействовать демократические институты”, – подчеркнул татарстанский лидер.
Весь процесс внесения изменений в Конституцию, продолжил он далее, проходит при самом активном участии общественности, обсуждении документа депутатами всех уровней, а также представителями абсолютного большинства органов местного самоуправления. “В общей сложности от них поступило порядка полутора тысяч предложений, что свидетельствует о живом внимании нашего общества к судьбе республиканской Конституции”, – подчеркнул М.Шаймиев.
Он сообщил, что в ходе второго чтения все принципиальные решения по данному закону уже приняты. Вместе с тем в Конституции остается положение, в соответствии с которым республика в пределах своих “исключительных полномочий” обладает суверенитетом. Признав, что такое положение вызовет неоднозначное отношение со стороны федеральных правовых органов, М.Шаймиев в то же время не видит противоречий нормам Конституции Российской Федерации. “В первой главе, в пятой статье этого документа, говорится, что все республики в составе Российской Федерации определены как государства, а государство не бывает без суверенитета. У меня даже иногда появляются сомнения в том, читали ли в этих органах Основной Закон страны от корки до корки”, – заявил татарстанский руководитель. Он обратился в этой связи ко второму разделу Конституции Российской Федерации, где прописано понятие “суверенные республики в составе Российской Федерации”.
В Конституции республики признаются два государственных языка – татарский и русский, а кандидат на пост главы республики, независимо от национальной принадлежности, должен в обязательном порядке владеть ими. Глава республики не согласен с тем, что такая норма “ущемляет права человека”. “Резонно спросить у тех, кто так считает, – может ли человек, не владеющий русским языком, стать Президентом России? Мы должны с пониманием относиться к национально-административным образованиям, тем более если на этих территориях проживает наполовину русскоязычное население, а наполовину коренное, имеющее свой государственный язык”, – сказал М.Шаймиев. Закрепляя положение о владении двумя государственными языками кандидатами на пост Президента республики, мы тем самым, пояснил он, не ущемляем в правах миллионы избирателей, говорящих на государственном языке того субъекта, где они проживают.
По словам М.Шаймиева, остаются спорные моменты, касающиеся гражданства. Действующий федеральный закон признает гражданство в национальных республиках, однако из нового проекта этого закона, рассматриваемого сейчас в Госдуме, видно, что данная норма прописана неоднозначно.
“Если по Конституции Российской Федерации республики считаются государствами, то они должны иметь свое гражданство. В новом законе можно записать, что все эти вопросы регулируются как федеральным, так и республиканскими законодательными актами”, – считает татарстанский лидер.
Касаясь темы договоров по разграничению полномочий между Центром и субъектами, он указал на 11 статью Конституции РФ, которая предусматривает такую норму. “Если кому договора не нужны, то это их дело, но, оставляя и договорной принцип разграничения полномочий в Конституции, мы никоим образом не нарушаем Основной Закон Российской Федерации, и мы не можем руководствоваться в своих действиях тем, что кому-то она нравится, а кому-то нет”, – констатировал М.Шаймиев.