По окончании последней пленарной сессии у народных депутатов – глав администраций был законный повод принять по сто граммов. Само собой, за успешную процедуру второго чтения проекта новой Конституции. Но помимо этого, у них есть повод крепко призадуматься о дне грядущем и загодя подстелить себе соломки на случай… даже не падения, а, скажем так, выпадения.
Все дело в статье 2 (часть вторая), где сказано, что “Президент, Госсовет и его органы, Кабинет Министров, другие органы государственной власти и управления действуют до истечения сроков полномочий, осуществляя их в соответствии с Конституцией Республики Татарстан”. Встает вопрос, а как быть главам администраций, назначенным Президентом без всякого срока полномочий? Чтоб верховная власть поменялась, а главы остались прежние – такое трудно представить. Это же не безгрешные судьи, которых ныне избирают практически пожизненно и которым не надо ежедневно приспосабливаться к тем, кто стоит у руля.
Народные депутаты К.Исхаков, Ф.Ибатуллин, Р.Бурганов, А.Барышев, Г.Минкина, В.Бударин, В.Маркелов и А. Камалеев, озабоченные своими перспективами, предложили дополнить процитированную выше статью после слов “действуют до истечения сроков полномочий” словами: “а главы администраций – до избрания новых”.
Вот на этой поправке плавное течение обсуждения статей нового законопроекта, благополучно близившееся к завершению, вдруг застопорилось: выяснилось, что главы администраций как-то неожиданно выпали из поля внимания и опеки не только будущей Конституции, но и будущего Президента. Другая группа народных депутатов в составе А.Губкина, А.Хамаева, Р.Шакурова, Р.Шаяхметова, Р.Хамадеева, И.Метшина, Ш.Насыбуллина предложила такой выход из положения: вписать в означенную статью положение о том, что “Местные администрации сохраняют свои полномочия до истечения срока полномочий местных Советов народных депутатов Республики Татарстан”. Не очень гладко с редакционной точки зрения, но в общем-то удобоваримо и понятно, что речь идет именно о главах городских и районных администраций. Эта поправка была проголосована и принята почтенным собранием.
На этом можно было бы успокоиться. Но вдруг спохватился Камиль Исхаков. Произошла ошибка, заявил он. Ни одна из поданных поправок не учла того, что концепция властных структур поменялась! По новой концепции, горячо убеждал коллег Исхаков, мы сохраняем свои полномочия и дальше, то есть остаемся работать после принятия этой Конституции как органы управления в городах и районах, назначаемые Президентом. Поэтому принятую поправку следует отменить и направить ее в редакционную комиссию на доработку.
Заявление Исхакова вызвало оживленную дискуссию. Народный депутат Александр Штанин, сев на любимого конька и напомнив, что статья, дававшая Президенту республики право назначать или смещать глав администраций, отменена в судебном порядке, однако с тех пор ничего не изменилось и незаконная практика продолжается, сделал вывод о том, что тупиковую ситуацию создал сам Госсовет. Потому как по данному вопросу никакого решения так и не принял. А надо бы принять.
Депутат Сергей Осколок был по-пролетарски прямолинеен: дескать, нечего турусы на колесах разводить и обсуждать здесь частный вопрос о чьих-то креслах. Вопрос ясен, проголосован, и нет смысла искусственно его затягивать, отправляя в редакционную комиссию.
Однако после этих слов стало еще менее понятно, какой же смысл закладывается законодателями в понятия “местное самоуправление” и “местная администрация”. После некоторого замешательства и попыток объяснить друг другу внятно, кто и что входят в совокупность этих понятий как по старой, так и по новой конституциям, собрание пришло к выводу, что вопрос не проработан концептуально.
Тут уж бразды правления взял в руки Минтимер Шаймиев. У нас есть подмена понятий, согласился он. Безусловно, имеется в виду, что местные администрации – это и есть главы администраций районов и городов, представляющие органы государственной власти. Когда запись была произведена в статье о полномочиях, вроде бы все казалось ясным – все работают до конца срока своих полномочий. Но если какие-то сомнения остались в толковании понятия “местная администрация”, нужно поработать над этой статьей. Можно привязать срок полномочий районных и городских глав к срокам полномочий соответствующих Советов. Так ведь по новой концепции прежних глав администраций не будет! Скажем, срок полномочий Казанского Совета истечет в 2004 году, и Казань должна будет перейти на местное самоуправление и сама выбрать руководителя этого органа.
От этого заявления главы администраций совсем было упали духом, но Президент продолжил, что будут созданы еще некие территориальные органы, осуществляющие государственную власть и призванные взаимодействовать с органами местного самоуправления. А в какой форме и как будут действовать эти органы – это еще надо прорабатывать.
И опять народ в зале чего-то недопонял. Тот же Исхаков, надо полагать, искренне заблуждаясь относительно полномочий будущего Президента, стал допытываться, а кто же будет назначать глав этих гипотетических территориально-государственных органов. Прямого ответа он не получил. Но из сказанного Минтимером Шаймиевым вытекает, что все прежние схемы ломаются. Есть пример Самарской, Свердловской и других областей, где уже на уровне городов созданы органы местного самоуправления. Так что черпать полезную информацию и учиться есть у кого.