– Откровенно говоря, Рафгат Закиевич, вам можно только посочувствовать. Новообразованный Комитет по вопросам местного самоуправления Совета Федерации, который вы возглавили в качестве председателя, начинает практически с нуля. На мой взгляд, местное самоуправление для России – это что-то вроде “терра инкогнита”, а если сказать по-русски – иди туда не знаю куда, принеси то не знаю что…
– Ошибаетесь. Векторы направления есть. У местного самоуправления достаточно большая история, и ряд европейских стран, скажем, Германия, Франция, Испания, последние годы Польша, могут в этом отношении похвалиться богатым опытом. Благодаря сильной муниципальной власти на местах в этих странах более динамично развивается экономика, решаются социальные проблемы. Определенные основы заложены и в нашей стране.
– Думаете, можно внедрить зарубежный опыт на нашу родную почву?
– Были этапы, когда на волне развития местного самоуправления, это 1993 – 1998 годы, мы ратифицировали Европейскую хартию о местном самоуправлении и издали ряд законов: “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” и другие. Это дало некий толчок на местах, придало вдохновения энтузиастам. А сегодня практика показывает, что некоторые законы, в частности, федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, требуют корректировки.
Когда Россия подписала Европейскую хартию, мы не ограничили себя при внедрении принципов организации местного самоуправления, тогда как даже высокоразвитые государства внесли в нее свои ограничения, высказали свои соображения по некоторым из принципов. Сегодняшняя задача – придать новое дыхание развитию местного самоуправления. Для этого необходимо провести серьезный анализ законоприменительной практики и уже на его основе выявить проблемы, тормозящие развитие местного самоуправления.
– Основным недостатком, полагаю, является скудное бюджетное наполнение, об этом и без анализа все говорят хором.
– К сожалению, эта серьезная проблема существует. Задача нашего комитета как раз и состоит в том, чтобы выйти на конкретные изменения статей существующих законов, а также принятие новых, с тем чтобы дать ощутимый толчок для финансового обеспечения местного самоуправления.
– Как долго продлится эта работа?
– Анализ мы постараемся сделать быстро, подключив к работе соответствующие комитеты Совета Федерации и Государственной Думы. При нашем комитете создается научно-экспертный совет, в который войдут крупные ученые и специалисты в области местного самоуправления, представители исполнительных и представительных органов власти.
Членов нашего комитета мы распределили по округам, каждый должен собрать и обобщить информацию о состоянии местного самоуправления во вверенном ему округе. Предположительно в мае эта работа должна быть завершена. После этого мы окончательно определим перечень законов, над которыми будем работать. А с осени начнем вносить законопроекты по изменению каких-либо “тормозящих” статей. Думаю, уже к концу года появятся законы, наработанные по инициативе комитета и научно-экспертного совета.
– Рафгат Закиевич, менталитет нашей страны таков, что пока верхи добровольно не захотят отдать, низы ничегошеньки не получат, будь законы даже идеально хороши. И вы это знаете как бывший мэр, защитивший докторскую диссертацию на материалах социального потенциала молодого города.
– Действительно, опыт управления Набережными Челнами помогает мне лучше разобраться в данной проблематике. Следует отметить, что идеальных законов не существует. Это утопия. Цель же нашего комитета – это разработка реально исполняемых законов.
– Как вы считаете, настроено ли руководство страны на дальнейшее развитие местного самоуправления?
– В своем выступлении Председатель Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов определил три основных направления работы Совета Федерации: развитие федерализма, местного самоуправления и продвижение социальной политики. Как результат, в составе Совета Федерации создали новый комитет по вопросам местного самоуправления. А как иначе, ведь о местном самоуправлении в Конституции РФ говорится в ее первой основополагающей главе (статья 12. – Прим. ред.)?
Нас на днях принимал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Я задал несколько вопросов, которые прозвучали примерно так: “В прошлогоднем послании вы особо выделили проблему бюджета муниципальных образований. Эта проблема существует и сегодня. Предполагаете ли вы в послании этого года дать ориентиры по развитию местного самоуправления в стране, причем с конкретными сроками по выработке законов и механизмов, решающих одну из главных проблем – наполнение бюджета муниципальных образований? Возобновит ли свою работу Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации?”
Владимир Владимирович ответил, что данная проблематика непременно будет отражена в послании. Комиссия при Президенте, которую возглавляет Дмитрий Николаевич Козак, призвана четко разграничить функции органов власти в схеме “центр – субъект – муниципальное образование”. Относительно воссоздания совета: в каком виде он будет представлен, вопрос сегодня решается.
Отсюда делаем вывод, что Президент Путин серьезно настроен на развитие местного самоуправления. 20 февраля прошлого года на заседании Госсовета он говорил с главами субъектов именно по теме местного самоуправления – о необходимости укрепления его финансово-экономической базы, формирования нормативно-правовой основы, повышения квалификации кадров. Также на встрече со своими полномочными представителями в федеральных округах Президент заявил о необходимости создания системы, при которой местное самоуправление могло бы расти снизу вверх и уже на среднем уровне стать реальной поддержкой власти. Сергей Владиленович Кириенко – полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе – также заявил, что ключевые проблемы стратегии развития страны находятся на уровне местного самоуправления. Я считаю, что Президент понимает, какая это опора для политического лидера страны.
– Итак, разграничение полномочий будет законодательно закреплено?
– Да. И полномочия эти должны быть подкреплены финансовыми ресурсами.
– Население-то воспримет эту инициативу с восторгом, а как региональная элита? Ведь это означает, что надо делиться всем сразу – и властью, и деньгами…
– Для этого и создан совет при Президенте России, состоящий из “муниципалов” и “регионалов” и ученой элиты. В ближайшее время мы хотим провести “круглый стол” по теме исполнения в регионах законов, принятых по местному самоуправлению. По большому счету, если открыть Конституцию России, главу 8, то говорить о полном их соответствии с Основным Законом нельзя. И здесь у нас тоже непочатый край работы…