Сенатор Ирина Ларочкина:<BR>”Без экономической самостоятельности нет самостоятельности политической”

– Ирина Андреевна, учитывая, что структура Совета Федерации находится все еще на этапе становления, вы сами уже определились, чем конкретно будете заниматься?

Автор статьи: Раиса ЩЕРБАКОВА

– Ирина Андреевна, учитывая, что структура Совета Федерации находится все еще на этапе становления, вы сами уже определились, чем конкретно будете заниматься?


– Я сейчас вхожу в Комитет региональной политики, возглавляет который Александр Иванович Казаков и где работают девять человек. В настоящее время у нас рассматривается вопрос о создании комиссии по осетино-ингушскому конфликту. У меня собственная позиция: вопрос очень древний, и никакая комиссия ни на каком уровне этот вопрос просто не разрешит. Ингуши поднимают вопрос о возвращении на территорию, которая принадлежала им до 1941 года. Для решения этого вопроса, чтобы опять не наломать дров, вначале необходимо выработать стратегическую позицию Российского государства, провести глубокий научный анализ.


Кроме того, сейчас у нас в работе чрезвычайно важный для всех регионов законопроект – об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Чтобы продвинуться в этом вопросе, просто необходимо участие члена нашего комитета в работе трехсторонней правительственной комиссии.


– А ваши наработки по местному самоуправлению, проблемами которого вы вплотную занимались в Госсовете Татарстана, так и пропадут втуне?


– Полагаю, не пропадут. Я взяла на себя некоторые законопроекты, в частности, инициативу от Новосибирской области по выделению двух подуровней местного бюджета: бюджета муниципальных образований и бюджета территориально-административных подразделений. Речь идет об обеспечении органов местного самоуправления не сметами, как это сейчас практикуется, а именно самостоятельными бюджетами.


Все мы понимаем, что без экономической самостоятельности нет самостоятельности и политической. Мне очень хочется, чтобы центральная власть поддержала инициативу Новосибирской области, но в данном виде она не может пройти, потому что противоречит как Конституции (в части полномочий госвласти), так и бюджетному кодексу. Нужна корректировка, после которой предложения новосибирцев вполне можно рекомендовать в качестве закона.


– Но ведь в Совете Федерации создан специальный комитет по рассмотрению вопросов по местному самоуправлению. В данном случае получается, что вы как бы влезаете в его епархию…


– Ничуть. Наш комитет сопровождает все законопроекты, касающиеся регионов, так что точек соприкосновения с работой других комитетов достаточно.


– В Европе местному самоуправлению уже несколько веков, там оно процветает. А вот по признанию президента Конгресса муниципальных образований России Олега Сысуева, у нас “в создаваемой вертикали власти не находится ниши местному самоуправлению”. И это сказано на одиннадцатом году существования конгресса!


– Многонациональной России необходимо пройти свой путь, так как у нас свои исторические традиции, менталитет. Например, у нас в Республике Татарстан утвердилась своя поселенческая модель. Она работает, действует, хотя построена на смете. Вероятно, потому работает, что люди, возглавляющие наше местное самоуправление, очень самоотверженные, изобретательные, привычные к трудностям, ведь денег у них тоже очень мало.


Перед моим отъездом в Москву мы как раз пытались отработать финансовые механизмы на примере Осиновского Совета местного самоуправления, которое для Зеленодольского района является донором. Там убеждены, что пятьдесят процентов налогов, которые им позволяют оставлять, недостаточны для нормальной жизни территории.


Всю прошлую осень мы проводили консультации и совещания с участием республиканских структур, федерального казначейства, Кабинета Министров РТ по отработке некоего механизма, гарантирующего возврат хотя бы части собранных на местах налогов в течение одного-трех дней. Я считаю, что эта схема должна заработать и стать одним из тех конкретных шагов, который поможет вырасти нашему местному самоуправлению. К сожалению, дело до законодательного акта не дошло – процесс приведения республиканских законов в соответствие с федеральными отнюдь не способствовал энтузиазму рабочей группы, которую я возглавляла, писать законопроекты. А финансовая основа местного самоуправления очень слабо разработана и в Российской Федерации.


– Как вы устроили свой московский быт?


– Живу в обычной гостинице с обычными ее порядками и беспорядками. Могут, например, ночью позвонить на предмет: “А не хотите ли?..” Там же обитают около сорока моих коллег – членов Совета Федерации. Завтракаем и ужинаем в основном в буфете Совета Федерации – там с утра заваривают всякие каши, чай, кофе – все по-домашнему и недорого.


– Женщин так мало в законодательных органах, ваше появление было отмечено вниманием?


– Конечно. Вне зависимости от полового признака новые лица должны появляться в политике – они видят нетрадиционно, нестандартно и уже этим вызывают интерес.


– Особенно на фоне привычных, набивших оскомину политических фигур, единственное желание – которых засветиться в тусовках или на экране… Вам интересно среди них?


– Мне интересно вообще работать. А когда участвуешь в законотворчестве, которое будет регулировать жизнь страны в ближайшее время, то поневоле влезаешь в это дело с головой и не обращаешь внимания на чьи-то глупости.


– Случается, попав в столицу, люди оглядываются и уходят совсем из политики. Вам были такие предложения?


– Пока нет. Но недавно я как специалист участвовала в энергетическом форуме, который проходил под председательством Виктора Степановича Черномырдина в Санкт-Петербурге на базе горного института. Он возглавляет энергетический клуб России и межфракционное объединение, в которое входят депутаты Госдумы РФ. Поскольку специалистов по недропользованию в Совете Федерации очень мало (всего три-четыре человека, кажется), меня зовут во всякие комитеты и комиссии, в том числе по недрам и недропользованию.


Конечным документом этого форума стало обращение к Президенту Путину, в котором констатируется, что нет нормального законодательства по недрам и недропользованию, в результате падают объемы геологоразведки, прирост запасов. А на состоявшемся недавно Президиуме Госсовета, который вел Путин, смотрю, были подняты вопросы, которые мы как раз обсуждали на форуме. Речь о поддержке и развитии малых нефтяных компаний, что сегодня весьма актуально и для нашей республики.


– Все познается в сравнении, что вы скажете в целом о Совете Федерации?


– Лучше я скажу о Госсовете Татарстана. Теперь понимаю, что прошла большую практику среди настоящих законодателей. Я благодарна Председателю Госсовета Фариду Хайрулловичу Мухаметшину, это он дал мне направление, задал темп работы, научил всему новому, чем я сегодня обладаю. А рекомендовав мою кандидатуру в сенаторы, тем самым озвучил высокое ко мне доверие. И еще поняла, что в республиканском парламенте весьма профессионально поставлена работа аппарата и юридической службы, которые значительно облегчают депутатскую деятельность. А вот аппарат в Совете Федерации все еще находится на стадии становления…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще