Каждый пятый из нас – сторонник ТНВ

В минувшую субботу состоялся IV съезд республиканского общественно-политического движения “Татарстан – новый век” – “Татарстан – яна гасыр”.

Автор статьи: Раиса ЩЕРБАКОВА

В минувшую субботу состоялся IV съезд республиканского общественно-политического движения “Татарстан – новый век” – “Татарстан – яна гасыр”. В зале Татарского академического театра имени Галиаскара Камала разместилось более пятисот делегатов и гостей съезда.


Лидер движения Фарид Мухаметшин еще до открытия форума дал пресс-конференцию, которая, скорее, походила на репетицию перед выходом на трибуну. Впрочем, сказать, что Мухаметшин волновался, было бы неправдой. С организационной точки зрения работа съезда прошла без сучка и задоринки – все прекрасно знали свои роли и выходы.


Проведение очередного съезда “ТНВ – ТЯГ”, по выражению Фарида Мухаметшина, стало лучшим ответом скептикам, толковавшим о том, что это движение, как и многие другие, после президентских выборов канет в историю. Напротив, на ТНВ ныне возлагаются весьма ответственные задачи.


Это подчеркнуто и в приветствии съезду Президента РТ. Минтимер Шаймиев считает, что движение “Татарстан – новый век” должно выполнять функцию формирования массовой социальной опоры для государства и власти. От того, насколько эффективно оно станет использовать свои ресурсы, во многом будет зависеть успех демократических преобразований в республике. А насыщенное событиями время требует притока новых идей и инициатив, конструктивного взаимодействия государственных и общественных институтов.


Внимание наблюдателей в повестке дня привлекли два момента: оценка названным движением общественно-политической ситуации и, в соответствии с ней, задачи ТНВ на текущий момент, а также конституционный вопрос.


В связи с тем, что Президент Шаймиев стал сопредседателем новой всероссийской партии “Единая Россия”, у многих, вероятно, возник вопрос: а не собирается ли ТНВ дружно влиться в ее многочисленные ряды? Лидер движения ответил, что, конечно же, ему очень приятно, что наш Президент получил такое доверие и возможность влиять на работу новой партии, которая пытается занять в политическом пространстве свое достойное место. Однако нам теперь ясно, продолжил Мухаметшин, что мы ни с кем не будем сегодня объединяться. Я для себя лично сделал вывод о том, что вступление сегодня в какую-либо партию – это самоограничение. Тем более что решения партии общефедерального масштаба могут иногда идти вразрез с интересами граждан нашей республики.


Однако, заявил Мухаметшин, в ходе политической жизни мы намерены блокироваться, объединяться с различными партиями для достижения каких-то своих целей, скажем, на выборах президентов, народных депутатов. Когда придет время, мы сами будем выбирать, какая партия нам ближе по идейным позициям или программным целям. Думаю, такая тактика куда выигрышней.


Новый федеральный закон предполагает, что партии становятся единственной формой общественных объединений, имеющих право выдвигать кандидатов на выборах в федеральные органы власти. Причем эти партии должны обладать общероссийским статусом. Это означает, что новый федеральный закон, по сути, ущемляет интересы регионов в создании демократической политической системы. Вполне очевидно, что его принятие имеет своей целью существенную корректировку основ российской политической системы.


Общая тенденция, по-видимому, сведется к тому, что большая политика будет делаться тремя-четырьмя партиями. Таким образом, новый закон сводит на нет почти тридцать региональных политических партий. Однако ограничить их возможности по форме – это одно, а изменить само содержание политпроцесса – это совсем другое. Очевидна неизбежность возникновения социальной ниши для общественных организаций, ориентированных на население собственной республики. Вот почему перед ТНВ не стоит вопрос, а будет ли оно затребовано складывающейся политической обстановкой.


Относительно конституционного вопроса, вошедшего в повестку дня. Читатель знает: руководство республики вело кропотливую работу, чтобы без напряжения, мирным путем найти компромисс и сгладить различия между конституциями Татарстана и РФ. Видимо, это удастся сделать в ближайшее время. Нас сдерживает сейчас только то, проинформировал Фарид Мухаметшин, что федеральный суд еще не вынес решения по рассмотренному 4 декабря протесту заместителя генерального прокурора РФ Звягинцева и обращению отдельных граждан РТ. По обращению господина Салямова состоялось заседание Конституционного суда, где мы также доказываем легитимность и целесообразность сохранения парламента республики, соглашаясь одновременно с тем, что, может быть, сегодня он и содержит в себе противоречия. Мы согласны с тем, что в решении суда будет указано: главы администраций, руководители исполнительных органов не могут быть в парламенте. Да, раз есть такое противоречие, мы его признаем, подчеркнул он. Но в то же время есть законы, причем никем не оспоренные, по которым парламент формировался в 1999 году. Люди получили доверие своих избирателей на альтернативной основе, поэтому их легитимность сегодня не может ставиться под сомнение. Закон не имеет обратной силы.


С другой стороны, если будет поставлена под сомнение легитимность депутатов, то нужно ставить под сомнение и всю ту работу, которую парламент делал в течение почти двух лет после своего избрания. А это значит, что нужно вновь возвращаться к тем законам, которые мы привели в соответствие с федеральными.


Из сказанного следует, что изменения в Конституцию Татарстана будет принимать именно нынешний состав парламента.


Марат Галеев, докладчик по этому вопросу, сказал более определенно: недостатком татарстанской Конституции является то, что наш парламент все же до сих пор остается как бы полупрофессиональным. И здесь необходимо навести должный порядок. А вот вопрос, каким быть будущему парламенту – одно- или двухпалатным, – до сих пор не решен. В принципе, учитывая то, что республика многонациональная, правильнее иметь двухпалатный. Чтобы соблюдать территориальный принцип округов с равным количеством избирателей, с участием политических движений и партий, а возможно, и мажоритарной системы. Но вот здесь и начинаются трудности. Федеральное законодательство, с одной стороны, допускает существование двухпалатного парламента, но с другой – требует соблюдения равного количества избирателей в округах. А это, естественно, не вписывается в наше административное устройство, это очень трудно сделать. Но что-то делать все равно надо, поэтому вовсю идет поиск путей возможного решения вопроса. По мнению Марата Галеева, тут важно еще и то, чтобы процесс обсуждения новой редакции Основного Закона республики и его принятия проходил достаточно открыто и прозрачно.


И напоследок надо, видимо, сказать непосредственно о самом движении ТНВ. Что наработано за два с лишним года? В преддверии съезда было проведено масштабное социологическое исследование. Оказалось, что сегодня каждый второй избиратель знает об этом общественно-политическом движении, а каждый пятый называет себя его сторонником. Важнейшими вехами роста ТНВ стали выборы президентов РТ и РФ. Появилось молодежное крыло, которое активно включилось в работу с подрастающим поколением. Так, стараниями казанского, набережночелнинского, алексеевского и ряда других территориальных отделений детские и юношеские организации объединились в движение “Юность Татарстана – новый век”. Словом, ТНВ прирастает в рядах.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще