Сверхдоходы улетели в “черную дыру”
Александр ШТАНИН:
– Бюджетный кодекс Российской Федерации обязывает исполнительную власть ежеквартально давать отчет представительному органу власти об исполнении бюджета. Мы с вами, к сожалению, за прошедшие три квартала эти результаты не получали.
Когда я в очередной раз поднял этот вопрос на парламентских слушаниях, министр финансов дал поручение своему заместителю предоставить нам результаты исполнения бюджета за девять месяцев. Вместо результатов исполнения я получил оценку исполнения бюджета за девять месяцев 2000 года. Полагаю, приведенные цифры должны быть весьма интересны депутатам уже по той причине, что выполнение доходной части составляет 208 процентов, а расходной части – 139 процентов. Отдельные статьи бюджета выполнены неравномерно. При этом минимальная цифра – это 56 процентов – приходится на реализацию закона о языках народов Республики Татарстан. Статья “социальная политика” выполнена всего на 77 процентов, в то время как другие статьи перевыполнены в полтора, три раза и даже на тысячу процентов! Имею в виду статью “прочие расходы”. Я полагаю, что мы вправе и по закону, и по Конституции заслушать отчет исполнительной власти…
Как я уже говорил, доходная часть выполнена на 208 процентов, а расходная на 139, то есть имеются излишки, которые в соответствии с действующим законодательством должны быть Кабинетом Министров представлены законодательному органу и соответствующим образом распределены. Если Госсовет с этим не согласится, то Кабинет Министров вправе пропорционально на каждую статью расходов эти излишки распределить…
Мы должны знать точку зрения Кабинета Министров по этому вопросу. В противном случае, вероятно, придется вносить соответствующие законопроекты по распределению дополнительных доходов уже народными депутатами, если Кабинет Министров не справляется со своей обязанностью…
Решением Верховного суда от 24 июля отменены те самые статьи закона о бюджетном устройстве и бюджетном процессе (16 и 20), которые позволяли исполнительной власти произвольно, по своему усмотрению использовать дополнительные доходы, даже сверхдоходы (а они исчислялись половиной бюджета в 1999 году и более чем двойным бюджетом в 2000 году). Я прямо говорю, сверхдоходы использовались не по назначению, на статью “прочие расходы”, то есть – “черную дыру”…
Бледен росток народной власти
Ирина ЛАРОЧКИНА:
– На территории местного самоуправления в Республике Татарстан проживает 40 процентов населения. Как секретарь Республиканского совета местного самоуправления, осенью я объездила шесть районов на западе и юго-востоке республики, посетила шестнадцать местных самоуправлений. Проблемы почти везде (что в аграрных, что в нефтяных районах) аналогичные. Помимо несовершенной законодательной базы, везде ощущается нехватка финансовых средств. Средняя бюджетная обеспеченность местного самоуправления от 60 до 90 процентов (в среднем по республике в прошлом году она составляла по минимальным нормативам 73 процента)…
Имеющиеся средства в первую очередь направляются на решение задач районного уровня, местное же самоуправление финансируется по остаточному принципу. Из этого вытекает очень серьезный вывод: если нет собственных ресурсов для осуществления полномочий, значит, нет и самостоятельности. А без самостоятельности местное самоуправление не может состояться как институт демократии и народовластия. То есть сегодня у нас в общем-то бледный росток народной власти.
Собранные органами местного самоуправления налоги и утвержденные райсоветами дотации концентрируются в общей местной казне. Чтобы получить эти деньги, руководство местного самоуправления идет сначала на поклон в райфинотдел, потом на согласование к главе администрации, далее в казначейство. Вся эта процедура по времени длительная. И какая же тогда здесь самостоятельность и отделенность от государственных органов, если председатели местных самоуправлений должны выпрашивать деньги?
Уважаемые народные депутаты – главы администраций районов и городов! Необходимо так построить бюджетно-плановую работу, чтобы каждое местное самоуправление сегодня знало, на что оно может рассчитывать в течение месяца. Я имею в виду сводную бюджетную роспись, ежемесячное составление и исполнение кассового плана. Должен быть установлен жесткий контроль за тем, чтобы на счетах местных самоуправлений шло ежедневное отражение полученных доходов, и в том числе налогов. Чтобы люди знали, где у них налог, а где дотация.
Без президентского лобби библиотеку не построишь…
Разиль ВАЛЕЕВ:
– В очередной раз обращаюсь с просьбой вернуться к вопросу о строительстве здания для Национальной библиотеки Республики Татарстан. Этот вопрос, начиная с шестидесятых годов прошлого столетия, поднимался мной неоднократно, и по нему принято пять постановлений Правительства и одно постановление Верховного Совета республики, причем в знаменательный день – 30 августа 1990 года.
В настоящее время для нормативного размещения богатейших фондов главной библиотеки республики и создания нормальных условий для читателей необходимо построить здание, в семь раз превышающее по площадям старый особняк Ушкова и его филиалы. В последнее время в республике возводятся великолепные спортивные сооружения, концертные залы, мечети и церкви. Каждое такое сооружение лоббируется одним из руководителей республики, и поэтому результаты у всех на виду.
Наш Президент, наш Премьер-министр и наш Председатель Госсовета! Вы много сделали для поддержания культуры республики. Я уверен, что без вашего непосредственного участия строительство здания библиотеки может обсуждаться бесконечно долго.
Любой народ находит свое достойное место в истории с помощью трудов и произведений ученых, композиторов, поэтов, художников, писателей, политиков. Такие же люди делают сегодняшнюю историю Татарстана. И они, как правило, ходят не только на спортивные матчи, но и в библиотеки, музеи, архивы…
Могу добавить, что строительство здания библиотеки предусмотрено в рамках проведения мероприятий к празднованию тысячелетия Казани. Но без особых усилий со стороны Камиля Исхакова и отеческой заботы Президента, Премьер-министра и Председателя Госсовета это строительство может в очередной – седьмой по счету – раз остаться лишь на бумаге…
Опять обделили детей
Роза ТУФЕТУЛОВА:
– Каждый выходящий на эту трибуну сегодня, защищая свою поправку к проекту бюджетного закона, требует денег. И я – не исключение. Волнуют меня дети Татарстана и судьба одноименной республиканской программы. Вы скажете: “Ну выделили же на один миллион рублей больше, чем в прошлом году. Чего же еще надо?” Если учитывать рост инфляции 12-13 процентов, то окажется, что средства на финансирование программы не увеличены, а уменьшены!
За последние десять лет мы отдали тысячи и тысячи детей во власть сиротства, бродяжничества, преступности, проституции, наркомании. Число детей-инвалидов превысило 17 тысяч. Возникает закономерный вопрос: “Все ли с нами в порядке?”
…В нынешнем году начал наконец функционировать Республиканский перинатальный центр! Но один он не может решить все проблемы появления на свет больного потомства. В Татарстане же здоровым рождается лишь каждый десятый ребенок, остальные девять – потенциальные инвалиды. Для предотвращения младенческой смертности и инвалидности необходимо оснастить все районные родильные дома аппаратами ультразвуковой диагностики. В таком случае каждая будущая мама будет обследована по современной медицинской технологии, что позволит предотвратить многие патологические отклонения в развитии плода. Стоимость только этой аппаратуры исчисляется на первом этапе 11 миллионами рублей, а у нас эта сумма запланирована в целом на всех детей Татарстана…
А известно ли вам, во сколько обходится сегодня экипировка выпускника детского дома? В 15 тысяч рублей! Конечно, есть главы администраций, Азнакаевского района, например, которые и по 17 тысяч не жалеют для сирот, выходящих из стен детского дома во взрослую жизнь. Но в большинстве районов ситуация иная.
Дотации – соблазн для расточительства
Марат МАГДЕЕВ:
– В проекте бюджета масса резервов, и о некоторых я хочу упомянуть. Во-первых, предусмотрены недостаточно высокие коэффициенты собираемости налогов и сборов. Этими показателями мы заранее ориентируем соответствующие службы, а самое главное – предприятия, на менее активную работу. Только по трем налогам – акцизы, налог на имущество и налог на прибыль – увеличение на один процент дает в бюджет 160 миллионов рублей.
Во-вторых, полагаю оправданным вновь ввести в проект отдельной строкой поступление средств, выделенных на возвратной основе. В предыдущих законах эта строка присутствовала, она контролировалась и добавляла в бюджет порядка 200-400 миллионов рублей. В предложенном проекте такой прозрачности нет, значит, не будет и внимания к возврату средств. Между тем Комитет парламентского контроля совместно с контрольным управлением Аппарата Президента выявляют ежегодно значительные суммы недовозврата выделенных ранее кредитов как в республиканский бюджет, так и в целевые фонды. В этом году, например, за банковский кредит, выданный на проведение посевных работ, рассчитались только шесть районов. А кредита было выдано на сумму более 2 миллиардов…
В условиях дефицита расходных бюджетных средств требуется усилить режим экономии. Все проверки нашего комитета подтверждают: слишком легковесны подходы к расходованию средств, особенно из целевых фондов. Бюджетные дотации запланированы очень крупной суммой – некоторые районы на 80 процентов живут на дотациях… Правительству республики, видимо, надо продумать вопрос о постепенном снижении дотаций. Многих руководителей они расслабляют и не являются стимулом для наращивания собственных районных доходов.
Подборку подготовила