В поисках золотой середины

Год назад, когда отмечалась восьмая годовщина Конституции РТ, не было счету предсказаниям о том, что эта самая Конституция или не доживет до своей следующей годовщины, или встретит ее в сильно измененном виде.

Год назад, когда отмечалась восьмая годовщина Конституции РТ, не было счету предсказаниям о том, что эта самая Конституция или не доживет до своей следующей годовщины, или встретит ее в сильно измененном виде. Наступление часа “икс” сначала связывали с прохождением в Госдуме так называемого закона о третьем сроке для глав регионов, затем говорили, что это произойдет в марте перед президентскими выборами или сразу после выборов, потом час “икс” перенесли на конец сентября.


Так незаметно прошел еще один год, в течение которого шли и продолжают идти непростые переговоры между Москвой и Казанью о будущем нашей Конституции, Большого Договора и, не побоимся сказать, о будущем нашей республики в целом. Что в связи с этим обращает на себя внимание?


Во-первых, сам факт наличия переговорного процесса между Москвой и Казанью в новых политических условиях говорит о том, что федеральный центр по-прежнему считается с Татарстаном, признает его особое положение в Федерации. Ведь ни с каким другим регионом федеральная власть политических переговоров в таком формате не ведет.


Во-вторых, руководство Татарстана еще раз продемонстрировало готовность решать все существующие во взаимоотношениях с Россией проблемы исключительно цивилизованным, правовым способом. Оно не поддалось эмоциям, не испугалось угроз Генеральной прокуратуры, потребовавшей от регионов привести свое законодательство в так называемое “соответствие” за один месяц. Это выгодно контрастирует с поведением некоторых региональных лидеров, которые еще недавно где надо и не надо щеголяли своей самостийностью, а теперь вдруг бросились перевыполнять спущенный сверху план и подчистили свои законы за несколько часов. Вместо этого лидерам нашей республики удалось склонить федеральную власть к переговорам в рамках согласительной комиссии, чтобы попытаться отстоять более продвинутые по сравнению с федеральными республиканские законы и основополагающие принципы конституционного устройства Татарстана. Нельзя сказать, что этот процесс идет без потерь, но без переговоров их было бы еще больше.


Тем не менее, и это в-третьих, республике в данной ситуации удалось добиться от центра ряда принципиальных уступок на переговорах. Это прежде всего согласие Москвы на переизбрание М.Шаймиева на третий президентский срок, что обеспечило республике сильное политическое руководство еще на пять лет. Другим важным успехом татарстано-российских переговоров стало принятие Правительством РФ специальной федеральной программы социально-экономического развития для РТ. Это единственная в своем роде программа для региона-донора, и других таких программ в России пока нет.


Однако решающий этап переговоров впереди, и он, надо полагать, завершится встречей российского и татарстанского президентов, чтобы найти окончательное взаимоприемлемое решение по ключевым статьям Конституции РТ. Это важно не только для Татарстана, но и для России. Может быть, для России это необходимо в первую очередь. В период наметившегося раскола мира на христиан и мусульман России как евразийской стране нужно сделать все, чтобы этот раскол не распространился на ее территорию. Это будет зависеть и от того, сумеет ли Москва найти компромисс с самой сильной тюрко-мусульманской республикой в составе России.


То, что Татарстан является республикой сильной, еще раз подтвердили ставшие недавно известными экономические показатели за этот год, которые можно рассматривать как своеобразный подарок к Дню Конституции. Напомним лишь о некоторых из них. Республика Татарстан вошла в “призеры” по валовому сбору и урожайности зерна в России, заняв соответственно третье и второе места. По объему промышленного производства Татарстан вышел на третье место в стране, а по размеру вложенных инвестиций вошел в пятерку самых развитых регионов России. Среди лидеров наша республика и по строительству на селе объектов социальной сферы – школ, лечебных учреждений, культурных объектов… В целом же по всем основным показателям РТ занимает первое место в Приволжском федеральном округе, куда входят такие экономически развитые регионы, как Самарская, Нижегородская, Пермская области, Республика Башкортостан.


В этих успехах немалая заслуга принадлежит нынешней Конституции РТ и Договору с РФ, обеспечившим главное условие современных достижений нашей республики – суверенитет, экономическую и политическую самостоятельность. Именно поэтому татарстанская сторона так упорно отстаивает эти политические документы – очень важно сохранить в них все то позитивное, что способствовало прогрессу республики и доказало свое право на дальнейшее существование. Речь идет прежде всего о таких основополагающих принципах государственности Татарстана, как суверенитет, конституционно-договорные отношения с центром, международная правосубъектность республики в рамках своих полномочий, государственное двуязычие, экономическая самостоятельность с исключительным правом собственности многонационального народа РТ на природные богатства, собственная организация государственной власти и местного самоуправления. Конечно, существует вместе с тем необходимость более четко и реально сформулировать положение Татарстана в рамках Федерации, уточнить исключительные и совместные с РФ полномочия нашей республики, завершить переход к полностью профессиональному парламенту. В любом случае предстоящие изменения в Конституцию РТ должны вноситься в соответствии с Договором между РФ и РТ, что облегчит двум сторонам поиск золотой середины во взаимоотношениях друг с другом. Ведь данный Договор для того и подписывался, чтобы преодолеть разногласия между федеральной и республиканской конституциями.


Общий вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, заключается в том, что мы перестали равнодушно относиться к Конституции республики и рассматривать ее как ничего не значащий документ. Ведь именно такое отношение у нас было к прежним конституциям в советское время. Наоборот, современная Конституция определяет ныне многие сферы общественной жизни республики, превратилась в один из главных государственных символов. Это результат того, что она писалась нами самостоятельно, без указки сверху и на основе волеизъявления многонационального народа РТ. Поэтому нам теперь не все равно, что будет с ней в дальнейшем, а значит, она сделала нас всех истинными гражданами республики.


Марат ХАЙРУЛЛИН.
Политолог.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще