Пережитая трагедия заставляет Америку заняться укреплением внутренней безопасности.
Беспрецедентное использование террористами пассажирских самолетов в качестве “летающих бомб” изменило имевшиеся представления о безопасности в гражданской авиации. Ранее считалось, что для сохранения жизни пассажиров требованиям террористов надо уступать. Отныне же никто не сможет исключить того, что террористы стремятся лишь к тому, чтобы унести на тот свет вместе с собой максимально возможное число невинных людей.
Как же защитить самолет и пассажиров от безумцев? Простейшие меры, не требующие больших затрат, – это вооружение пилотов, запрет держать в полете дверь в кабину открытой и сокращение размера (вплоть до запрета) ручной клади, в которой злоумышленник может принести на борт опасный предмет. Управление авиатранспорта Канады распорядилось запирать дверь в кабину пилота сразу после закрытия двери самолета и открывать ее лишь после посадки. Специалисты по безопасности обсуждают самые разные идеи – от предложения одного бортпроводника держать при взлете под рукой кофеварку с горячим содержимым для защиты от угонщиков вплоть до установки в пилотских кабинах замков с идентификацией по отпечаткам пальцев, а также систем автоматической посадки захваченных самолетов на ближайший аэродром. Есть и совсем уж экстравагантное предложение: система управляемой разгерметизации салона в случае атаки террористов. Пилот в изолированной кабине нажимает кнопку, давление в салоне резко падает, пассажиры, в том числе и террористы, волей-неволей хватают кислородные маски и оказываются тем самым прикованы к месту – маску-то с собой не унесешь.
В недалеком будущем на американских самолетах появятся бронированные двери пилотских кабин и вооруженные охранники. Сейчас таких охранников лишь пара десятков на международных рейсах, но скоро их будут сотни и, возможно, тысячи и летать они будут на всех внутренних рейсах. Фирма TTФ уже готова к производству новых дверей стоимостью 10 тыс. долларов – они непробиваемы для пуль и осколков гранат, выдерживают удары топором. На днях фирма “Боинг” показала сенатору Патти Мюррэй (она возглавляет комитет по транспорту) защитный экран кабины, сделанный из кевлара – синтетического материала, используемого в пуленепробиваемых жилетах.
От сената ждут и немалых денег, и охранников, и новые двери, и новую систему охраны – все придется оплачивать государству. В 1973 году задача досмотра пассажиров в США была возложена на авиакомпании. Считалось, что они столь же заинтересованы в контроле за безопасностью, как и в высококачественном обслуживании своих самолетов. Однако в итоге контракты достались тем охранным фирмам, которые просили меньше всего денег и брали на работу кого попало. Среди работников аэропортовых служб внезапно нашлось очень много работников-иммигрантов, чье прошлое невозможно проверить. Их можно уволить, наплевав на “политкорректность”, но лишь государство сможет оплатить услуги настоящих профессионалов – после терактов авиакомпании терпят огромные убытки, и многим из них не выжить без финансовой помощи государства.
Александр ТИМОФЕЕВ.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”