Необычно длинный визит лидера Северной Кореи Ким Чен Ира в Россию дал немало поводов для насмешек. И насчет того, что бронированный автомобиль есть у многих, но даже у президента США нет бронепоезда. И насчет самолетофобии Ким Чен Ира. И насчет его хмурого вида при редких вылазках из поезда…
Но за подробными репортажами о разбитом окне в одном из вагонов литерного поезда или следах от пуль на другом как-то потерялась сущностная цель визита. Ведь не ради же посещения Эрмитажа любимый руководитель оставил свою страну на три недели. Да и посещения оборонных заводов в Питере и аэрокосмического центра в Москве на истинную цель визита не тянут.
На короткой встрече Ким Чен Ира с Владимиром Путиным никакие серьезные межгосударственные вопросы не обсуждались. А ведь их немало. Тут и северокорейский долг России, который нищей стране возвращать нечем, и потребность в новых вооружениях, которые Россия бесплатно отдавать не намерена, и крайне низкий товарооборот между странами, да мало ли чего еще. А результатом встречи двух глав государств стала только маловразумительная и никого ни к чему не обязывающая Декларация об основах взаимоотношений.
Но все же настоящую цель визита надо искать именно в этой декларации, поскольку ничего другого все равно нет. А в ней ключевым, видимо, является коротенький абзац, посвященный северокорейской ракетной программе. Программа эта названа мирной. “Мирная ракетная программа” – сам термин может считаться новым словом в дипломатическом языке. А далее в декларации утверждается, что северокорейских ракет могут не опасаться те, кто с должным уважением относится к суверенитету КНДР. Вот ведь в чем сила дипломатического языка. Формула вроде бы мирная, а, по сути дела, содержит в себе угрозу тем, кто “должного уважения” к КНДР не питает. А к таковым Северная Корея в первую очередь относит Соединенные Штаты Америки. Это ведь США занесли КНДР в так называемый “черный список” стран-изгоев, несущих для них потенциальную угрозу, для нейтрализации которой якобы и потребовалось развертывание национальной противоракетной обороны.
Стало быть, вся затея с визитом Ким Чен Ира в Россию носит чисто демонстративный характер и адресована США. Об этом же говорит и устное заявление В.Путина о согласии КНДР ввести трехлетний мораторий на запуск ракет. Тем самым российский Президент дает понять американцам, что, во-первых, он способен влиять на Ким Чен Ира, а во-вторых, если при помощи России будет контролироваться северокорейская ракетная программа, то США незачем развертывать НПРО. Россия, таким образом, получает дополнительный козырь в сложной дипломатической игре, которую ведут военные и внешнеполитические ведомства вокруг планов США поправить или вовсе денонсировать договор по ПРО от 1972 года.
Козырь, надо признать, слабенький. Во-первых, КНДР – не единственная страна, от которой США собираются защищаться. Есть еще Иран, Ирак, Ливия и ряд других стран, правящие режимы в которых США без труда могут назвать террористическими или потенциально агрессивными. На всех российского влияния не хватит. Во-вторых, на самом-то деле НПРО проектируется на случай войны с Россией и Китаем, хотя вслух утверждается иное. И, наконец, в-третьих, прекращение холодной войны ввело в ступор военно-промышленный комплекс США, и ему требуется срочная инъекция адреналина. Многомиллиардная программа НПРО как нельзя лучше подходит для этой цели.
Таким образом, можно не сомневаться, что США в вопросе создания национальной ПРО пойдут до конца. И никто в мире помешать им в этом не может. А успокоительные разговоры о том, что НПРО предназначена для перехвата ограниченного числа ракет и, следовательно, не является щитом от массированного удара, – для наивных. Как только будет решена задача перехвата десятка ракет, так тут же возникнет задача перехвата сотни, и так до бесконечности.
Это не значит, что дипломатические демарши вроде поездки Ким Чен Ира по России вовсе бесполезны. Какой-то толк есть и от них. В частности, они дают возможность втягивать в переговоры о создании всеобщей системы безопасности европейские страны и Японию, а также формировать мировое общественное мнение в нужном для России направлении. Другое дело, что всех проблем таким образом не решить и все равно надо готовить адекватный военный ответ на развертывание противоракетной обороны США.