Равиль Нигметзянов: “Кипр для Татарстана – ворота в Средиземноморье…”

Майские праздники предоставили несколько свободных от службы дней.

Майские праздники предоставили несколько свободных от службы дней. Я решил воспользоваться ими для отдыха и отправился на Кипр – при скрупулезном подсчете отдых там оказался дешевле, чем в Крыму или на сочинских курортах. Журналистский бес нашептывал мне все часы, проведенные на пляже и экскурсиях: “Нужно встретиться с Равилем Нигметзяновым…” Поясню: с ним мы ненадолго когда-то соприкоснулись, а потом потеряли друг друга. Он оказался в пекле “Афгана”. Потом от друзей я узнал, что он, бросив престижную работу в Москве и подготовив докторскую диссертацию, снова уехал куда-то в дальние дали. То есть на Кипр. Торговым представителем Татарстана на этом острове.


И вот мы сидим в номере гостиницы “Арсинов” в курортном городе Лимасол, что в девяноста километрах от столицы Кипра Никосии, откуда они с женой Зульфией и приехали (опять-таки по делам службы!), и под мягкий шелест волн Средиземного моря, доносящийся через раскрытое окно, беседуем.


– Кипр – махонькая страна. Промышленности нет, сельское хозяйство… ну что может расти на этих камнях? Простите, Равиль Ахатович, за прямоту, но какой интерес Татарстану содержать здесь торговое представительство? – с такого намеренно жесткого вопроса началась наша беседа.


– Решение открыть здесь торговое представительство было неслучайным, – нисколько не смутившись моей неделикатностью, начал он растолковывать мне своим спокойным и мягким голосом. – Оно было обоснованным. Прежде всего с точки зрения интересов Татарстана. И, добавлю, Российской Федерации. Учитывались и выгодное географическое положение Кипра, который, по существу, является воротами в Восточное Средиземноморье, и инвестиционные возможности республики. В результате в Никосии в сентябре 1997 года открылось торговое представительство Татарстана, основной задачей которого обозначено развитие торгово-экономических отношений со странами Восточного Средиземноморья. Считаю это совершенно оправданным. Сужу по динамике роста инвестиций. С момента открытия на острове нашего представительства прямые инвестиции составили более 40 миллионов американских долларов, они вложены кипрскими компаниями в экономику нашей республики. Для сравнения скажу: весь товарооборот с такой промышленно развитой страной, как Чехия, составляет 16 миллионов 300 тысяч долларов США.


– Откуда же у маленькой республики такие деньги и в какие отрасли идут эти вложения?


– На Кипре, например, очень развитая телекоммуникационная система. Только за счет инвестиций одной кипрской компании “Телесеть” удалось значительно улучшить и расширить телефонную сеть в Казани. Это во-первых. А во-вторых, Кипр, как я говорил уже, это своего рода перевалочный пункт, ворота в страны богатого Средиземноморского бассейна. Аналог знаменитого “Волжского пути”, который пролегал, как вы знаете, через Татарстан, Волгу и далее через южные окраины Азии на Восток, к Китаю…


– Ну и как мы, Татарстан, можем заявить о себе здесь, в Средиземноморье, кишащем богатыми конкурентами?


– Прежде всего участием в международных выставках-ярмарках, где мы стараемся широко представить продукцию нашей республики. Татарстан сегодня участвует в трех крупных тендерах, объявленных Республикой Кипр, и мы уверены, что выиграем их. Потому что речь идет о вполне конкурентоспособной продукции, производимой, в частности, такими предприятиями, как Казанский вертолетный завод, Казанский завод “Радиоприбор”, и об автомобилях “КамАЗ”. С деятельностью торгового представительства связаны и самые неожиданные наши прорывы в отраслях, в которых Россия традиционно и безнадежно проигрывала. Я имею в виду легкую промышленность. На выставках мы сумели показать и убедить покупателей, что продукция, производимая швейными фабриками Татарстана, обувщиками “Спартака”, не уступает изделиям общепризнанных фирм. Но прежде всего надо было, как ни странно, уговорить своих, татарстанцев, представить хотя бы небольшую партию обуви на международную выставку на Кипре. Сумела выдержать конкуренцию с ведущими фирмами США, Южной Кореи, Китая и камуфляжная форма для охотников, изготовленная нашими швейниками. Складывается уже достаточно надежный принцип обратной связи: отсюда инвестиции идут в Татарстан, а наши товары – на Кипр.


– По существу, получается, что киприоты получают товары, произведенные на собственные средства? Но ведь торговля должна быть обоюдовыгодной…


– Так оно и есть. В данном случае интересы наших республик полностью совпадают. Думаем, что благодаря усилиям торгпредства удалось нащупать еще одно перспективное направление сотрудничества – в судоремонтном деле. Нам удалось заинтересовать судоремонтные компании Кипра возможностями, которыми располагает Татарстан, организовать поездку их представителей в нашу республику. Знаете, они были просто поражены, узнав, каким мощным производственным потенциалом обладает Татарстан, когда побывали на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького.


– Сколько же в вашем коллективе сотрудников?


– Штатная единица – одна. Я сам. Но считаю абсолютно полноценной штатной единицей свою жену Зульфию. Она моя сподвижница, мой друг, мой соратник. Выпускница Казанского театрального училища, дочь известной певицы Альфии Авзаловой, она могла бы сделать блестящую карьеру как актриса. Но так сложилось, что свою жизнь посвятила мне, нашей семье и нашему делу. Она менеджерских университетов не кончала, но умеет работать с людьми, прекрасно разбирается в обстановке, владеет ситуацией, всегда оказывается рядом, когда мне необходима помощь. Она состоит в штате торгового представительства Российской Федерации на Кипре.


– Когда выбирали кандидатуру торгпреда, почему именно на вас пал выбор? И почему вы согласились поменять прочное положение одного из руководящих работников полномочного представительства Республики Татарстан в Москве на это далекое островное государство?


– Просто я был инициатором развития сотрудничества Татарстана с этой страной. Когда я работал в полномочном представительстве Татарстана в Москве, мы на свой страх и риск открыли в Международном центре торговли в Республике Кипр павильон с товарами, производимыми в Татарстане. Сумели показать и доказать, что здесь имеются хорошие перспективы, сумели заинтересовать и привлечь к участию в этих выставках предприятия Татарстана. Изучили рынок, партнеров, имеющиеся возможности. Подготовили справку для Правительства Татарстана. Кабинет Министров, изучив наши предложения, счел необходимым продолжить эту работу. Но в рамках уже официального представительства республики на Кипре. Кстати сказать, очень верным было решение создать наше представительство в рамках торгового представительства Российской Федерации. Я, будучи торгпредом Татарстана, одновременно являюсь и сотрудником аппарата торгового советника посольства России на Кипре. Это дает чрезвычайно широкие возможности и полномочия для решения и наших региональных вопросов. Такая структура оказалась очень эффективной.


– Какие еще проекты сейчас в стадии реализации?


– Мы продолжаем работу в сфере производства швейных изделий. На базе “Америкен академии” в Лимасоле создана, в частности, детская школа мод. Руководство академии сочло необходимым заказать всю униформу для школьников Кипра на пятой швейной фабрике Казани. Разумеется, не без нашей “подачи”: нам удалось убедить, что это дешевле и рациональнее. Более того, мы пришли к тому, что казанская швейная фабрика и театр моды “Маджи зибаржат” – есть в Казани такая детская школа мод под руководством Гульнары Габдуллиной – будут сотрудничать с “Америкен академией” в создании и развитии производства детской одежды с учетом потребностей Кипра.


– Простите, американцам-то какой интерес продвигать наши проекты и изделия?


– На самом деле это популярнейшая на Кипре общеобразовательная частная школа, ничего общего, кроме названия, не имеющая сегодня с США. Весьма перспективным представляется нам еще такое направление, как продвижение на средиземноморский рынок наших автомобилей “КамАЗ”. Республика Кипр сейчас озабочена идеей вхождения в Европейский Союз. А это требует помимо всего прочего и хороших дорог, и развитого автомобильного парка. А тут оказалось, что 80 процентов всего автопарка нуждается в замене, обновлении. И сегодня правительство и частные компании Кипра рассматривают проект модернизации автобазы республики. И мы склоняемся к тому, что наши “КамАЗы” могут составить в своем классе серьезную конкуренцию автомобилям многих ведущих производителей мира. Более того, уже не один год по дорогам Кипра бегают десятки “КамАЗов”, причем несколько из них эксплуатируется в войсках ООН, осуществляющих здесь миротворческую миссию. И, надо сказать, они очень хорошо себя зарекомендовали. Кстати, здесь, на Кипре, у нас появился надежный партнер – местная компания, которую возглавляет Георгио Хаджигеоргиу. Он подписал соглашение с АО “КамАЗ” и представляет сейчас как бы и наши интересы. Речь идет о двух тендерах на поставку автомобилей из Набережных Челнов. Один на 60 машин, второй на 300. Это очень серьезный прецедент, который “тянет” за собой создание материально-технической, ремонтной, учебно-тренировочной баз и так далее.


– Хотелось бы знать, как складываются у вас взаимоотношения с сотрудниками посольства России, о связях с МИД РФ.


– Отношения самые благоприятные. Мы работаем в теснейшем контакте и при полном взаимопонимании с Чрезвычайным и Полномочным Послом России на Кипре Владимиром Александровичем Павлиновым, со всей структурой посольства и, естественно, с аппаратом торгового советника в первую очередь. Не случайно мы входим в состав межправительственной комиссии Россия – Кипр, в рамках которой именно в этом году, например, особо был выделен вопрос регионального сотрудничества Кипра с субъектами Российской Федерации. И приятно было слышать, что в качестве положительного примера плодотворного сотрудничества регионов России с Кипром была приведена Республика Татарстан.


– Все ли ваши предложения, инициативы находят поддержку в Казани?


– С правительственными структурами у нас никаких разногласий нет. Единые, абсолютно согласованные, последовательные и поступательные действия. Но когда дело доходит до непосредственных исполнителей или компаний, которые, казалось бы, должны быть заинтересованы больше всех в развитии экономической деятельности, приходится, к сожалению, сталкиваться со сложностями… Вот, например, мы начали работать с объединением “Нижнекамскшина”. Они поставили на Кипр несколько контейнеров с шинами, которые мгновенно были раскуплены. А ведь сколько трудов стоило убедить их в этом! Ход их размышлений был таков: Кипр – маленькая страна, стало быть, и партнер – не столь значительный, с кем можно было бы развернуть крупномасштабное дело такому гиганту. Мы убеждали и продолжаем убеждать: сюда экспортируют шины страны Латинской Америки, Малайзии, другие страны, а вы сомневаетесь, размышляете. Через Кипр наши шины могут пойти на рынки стран всего Средиземноморья – в Грецию, арабские и другие страны. Думаем, дальше сотрудничество нижнекамцев пойдет по ускоренному варианту…


– Равиль Ахатович, Кипр – страна туризма. Кажется, Бог создал его специально для отдыха. Как вы расслабляетесь в свободное от служебных дел время?


– Раем кажется он только для туристов. А на самом деле здесь довольно суровые условия для жизни и труда. Не хватает пресной воды, земля каменистая, люди отвоевывают, сами видели, наверное, буквально каждый квадратный метр под посевы и строительство. Ритм жизни здесь довольно напряженный. День у нас ненормированный, нередко приходится работать и в субботу, и в воскресенье, и в праздничные дни. Так что расслабляться здесь некогда. Знаете, когда мы по-настоящему отдыхаем? Когда удается побывать в Казани…


Рафис ИЗМАЙЛОВ.
Кипр – Москва.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще