30 мая в Страсбурге (Франция) состоялось заседание Палаты регионов Конгресса местных и региональных властей Европы, в котором принял участие Председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин.
Корреспондент “Татар-информа” И.Ракипов связался по телефону с Ф.Мухаметшиным и взял у него интервью.
– На заседании, в котором принял участие и полномочный представитель Республики Татарстан во Франции Искандер Юсупов, – сказал глава парламента РТ, – рассматривались, на наш взгляд, очень важные вопросы – управление трансграничными водными ресурсами в Европе, состояние с правами человека в странах Совета Европы, влияние глобализации на регионы.
Выступление комиссара по правам человека было выслушано с очень большим интересом. Он остановился на проблемах Чеченской Республики, на взаимоотношениях правительств в ряде конфликтных регионов Европы. Я был удовлетворен его ответом на вопрос одного из участников заседания о том, как защищаются права народов на пользование национальным языком и письменностью. Он сказал, что Совет Европы и лично комиссар отстаивают право любого народа пользоваться тем языком, той графикой, какие ему более удобны, какие он лучше знает.
– Фарид Хайруллович, как был воспринят ваш доклад?
– Я выступил по вопросу о влиянии глобализации на регионы Европы и говорил в основном о практике взаимоотношений органов власти Республики Татарстан и ее городов и районов, а также коммерческих структур с зарубежными партнерами. Речь шла о привлечении инвестиций, о продвижении наших товаров на рынки сбыта европейских стран. По окончании выступления мне было задано много вопросов, в том числе по республиканскому законодательству, о том, какие полномочия у Татарстана во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
– Можно ли об этом несколько подробнее?
– Я говорил о том, что вопрос о международной правосубъектности регионов, входящих в состав федеративных государств, вызывает не всегда однозначные трактовки во многих государствах, в том числе и в России. В странах развитой демократии субъекты федерации уже сравнительно давно выделились в отдельную категорию – как субъекты международного права, и этот феномен реальной практики требует законодательного оформления в рамках международного права.
В этом смысле проблемы, с которыми сталкивается Республика Татарстан как субъект Российской Федерации, перекликаются с теми, которые решают сейчас европейские регионы в рамках проекта “Регионы с законодательными полномочиями”. Главы регионов с законодательными полномочиями считают, что принцип субсидиарности, на котором строится деятельность развитых федеративных государств, должен быть распространен на отношения между европейскими институтами, государствами и регионами с законодательными полномочиями, а это в свою очередь предполагает признание “Европы регионов”.
В связи с этим я предложил на следующем саммите регионов с законодательными полномочиями (он состоится в ноябре этого года в Валлонии) обсудить вопрос о законодательном регулировании и применении принципа субсидиарности в федеративных государствах Европы, в особенности при разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами федерации.
На наш взгляд, было бы целесообразно также проанализировать механизмы разграничения полномочий на различных уровнях власти в государствах, имеющих такой опыт, и составить соответствующий доклад. От имени Республики Татарстан я выступил с инициативой создания рабочей группы из представителей регионов, которые ранее участвовали в процессе разграничения полномочий в своих государствах. Цель доклада – выработать предложения по созданию эффективных механизмов обеспечения исключительных полномочий регионов с законодательными полномочиями и определить пути предотвращения конфликтов полномочий. Об этом я также сказал в своем выступлении.
Говоря же об укреплении российской государственности, какой она нам, в Татарстане, представляется, я сказал, что укрепление должно проходить на федеративных началах с учетом принципа субсидиарности. Мировой опыт доказывает, что прочными и стабильными бывают те федерации, в которых центральная власть оставляет за собой небольшой круг стратегических функций. Передача полномочий субъектам федерации не ослабляет, а, напротив, укрепляет государство, поскольку снимает с федерального правительства множество мелких задач и сосредотачивает его внимание на ключевых проблемах развития.
Российской Федерации еще предстоит освоить социальную философию жизнедеятельности в условиях демократического федерализма, определить место субъектов Федерации и Центра в системе федеративных отношений, найти разумный баланс интересов сторон. И решение данных задач во многом будет зависеть от конструктивной позиции участников этого процесса.
Закончилось же мое выступление словами о том, что сегодня Татарстаном накоплен значительный опыт преобразований, позволяющий уверенно смотреть в будущее. Республика способна не только самостоятельно участвовать в международной деятельности, активно развивать свои зарубежные контакты, но и вносить существенный вклад в укрепление авторитета России на международной арене.
В тот же день я встретился с президентом Конгресса местных и региональных властей Европы Либертом Куатрекасасом и президентом Палаты регионов Ристо Койвисто. Они проявляют большой интерес как к политической ситуации в Российской Федерации в целом, так и к нашей республике, прошедшим выборам Президента Татарстана, в частности. У нас состоялся очень полезный диалог. В Страсбурге завязались новые знакомства, которые, не сомневаюсь, послужат интересам нашей республики.
* * *
Вчера Председатель Госсовета РТ Ф.Мухаметшин возвратился из Страсбурга в Казань.