Страна чрезвычайной ситуации

Последовательно и неуклонно главным министерством в России становится Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Автор статьи: Игорь КОТОВ

Последовательно и неуклонно главным министерством в России становится Министерство по чрезвычайным ситуациям. Зимой оно спасало замерзающее Приморье, теперь спасает тонущую Сибирь. Что дальше? Не придется ли С.Шойгу где-нибудь ближе к осени спасать от голода бывшие всесоюзные житницы? Вопрос не праздный. Есть же чрезвычайные ситуации, созданные природными катаклизмами неотвратимого или непреодолимого характера. Например, землетрясения или извержения вулканов. Но МЧС-то приходится напрягаться, главным образом, в “рукотворных” чрезвычайных ситуациях.


Конечно, на Приморье нынче обрушилась редкая по суровости зима с жестокими морозами и обильными снегопадами. Но то, что ТЭЦ не подавали в жилые дома тепло, электричество и горячую воду, было все-таки не стихийным бедствием, а следствием неверных или преступных управленческих решений. Не хочу вдаваться в детали, это дело следственных органов – определить, чьи конкретно решения привели край на грань катастрофы. Но ясно, что суровые зимы случались здесь и раньше, однако они не становились трагедией для населения. Значит, виновники чрезвычайной ситуации существуют. Их только надо найти и доказать их вину.


Аналогичная картина складывается с нынешним великим потопом в Якутии, Республике Тыва, Красноярском крае и Иркутской области. Разумеется, паводки год от года бывают разными. Снежность предыдущей зимы, бурность последующей весны, дожди, вода с тающих горных ледников – все это может сложиться крайне неблагоприятным образом. Но на что существует власть? Общество ее содержит на свои налоги как раз для того, чтобы решать вопросы, которые не под силу отдельным гражданам. Вопрос отъема налогов государство худо-бедно решает. Вопрос их использования, как видим, пока решается неважно.


Кто бы посчитал соотношение расходов на предотвращение наводнений и на ликвидацию их последствий. Первая часть, надо полагать, числится за местными властями, вторая – за МЧС и федеральным центром в целом. То же самое получается и с замороженным Приморьем. Платить электростанциям должны были предприятия, муниципальные и краевые власти. А размораживало дома МЧС за счет федерального бюджета.


Можно предположить, что существующая бюджетная система просто не оставляет региональным властям средств на нормальное содержание всей инженерной инфраструктуры. Но тогда придется отвечать на вопрос, почему в соседнем с Приморьем Хабаровском крае с аналогичными погодными условиями никакой чрезвычайщины нынешней зимой не случилось?


Да и к паводку готовиться начали по всей стране еще где-то в марте. Неприятностей ожидали на северо-западе европейской части страны. А “облом” случился в Сибири. И не потому, что вода поднялась высоко. А потому, что защитные дамбы малы и обветшали. Последний раз к ним притрагивались еще при советской власти. Теперь вот приходится затыкать дыры мешками с песком прямо во время наводнения. Занятие трудоемкое и малоэффективное.


МЧС – учреждение, безусловно, полезное. И чем дальше, тем, похоже, оно будет полезнее. По одной простой причине. Перетягивание бюджетного одеяла между региональными и федеральными властями не может не привести в итоге к возникновению чрезвычайных ситуаций то тут, то там, а то и везде сразу. Федеральному центру не позавидуешь. Попробуй отдай все деньги на места. Разворуют и не поперхнутся, а когда возникнет ЧП, спасать будет не на что. Но если и обобрать всех до нитки, а на эти деньги создать суперспасательное министерство, картина будет не лучше. Всю страну придется делить на тех, кто спасает, и тех, кого спасают. Ни на что производительное средств уже не останется. Все будет уходить на спасение, восстановление, ликвидацию последствий и т.п.


А есть ведь еще и космос, армия, военно-промышленный комплекс, правоохранительные органы, Правительство, наконец. Всех надо содержать. Правильный расклад бюджетных денег между центром и регионом – фундаментальный вопрос, решения которого новая Россия пока не нашла. Но не менее важным представляется и вопрос о персональной ответственности за принимаемые управленческие решения. Пока тихо предполагается, что избранный руководитель, совершающий ошибки, поплатится на следующих выборах своим постом. Но, во-первых, это долго. А во-вторых, результаты выборов далеко не всегда адекватны результатам правления. Решающую роль стали играть “избирательные технологии”, когда не важно, как правил, а важно, как провел избирательную кампанию.


“Настройка” всех механизмов власти в России, похоже, будет длиться довольно долго. И все это время без МЧС нам не обойтись.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще