17 мая на заседании Совета Федерации прошло обсуждение проекта программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, подготовленного российским Правительством.
За понятием “бюджетный федерализм” сегодня скрывается острейшая и во многом болезненная проблема межбюджетных отношений между центром и субъектами Федерации, связанная прежде всего с распределением доходов. Точкой кипения в этом вопросе стал прошлый год, когда принимались вторая часть Налогового кодекса и проект федерального бюджета на 2001 год. Многие руководители регионов выступили с резкой критикой нового распределения доходов – 40 на 60 в пользу центра, требуя как минимум сохранения прежнего соотношения – 50 на 50. И вполне понятен их повышенный интерес к тому, как же будет развиваться ситуация в данном вопросе дальше.
В своем выступлении в верхней палате Федерального Собрания Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин отметил, что внесенная на рассмотрение Совета Федерации программа развития бюджетного федерализма является документом чрезвычайной важности. Ведь хорошо известно, какое значение придает укреплению Федерации Президент России Владимир Путин, сказавший в своем ежегодном послании Федеральному Собранию: “По-настоящему сильное государство – это еще и прочная Федерация!”.
Но когда читаешь программу, сказал далее Ф.Мухаметшин, то возникает ощущение, что ее авторы вряд ли ориентировались на Конституцию РФ или на послание Президента. Поскольку принципы федерализма полностью игнорируются авторами этого проекта.
Документ носит весьма оптимистическое название – “Развитие бюджетного федерализма”. Но то, что мы читаем в нем, имеет лишь косвенное отношение к федерализму. Единственный вывод, с которым можно согласиться, это положение о том, что, “несмотря на проведенные в 90-х годах реформы, сложившаяся в России система межбюджетных отношений не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу”. Именно такую оценку я хотел бы дать предложенному Правительством документу.
Этот документ, по мнению руководителя парламента Татарстана, не соответствует действующему Бюджетному кодексу Российской Федерации. Последствия централизации налоговых поступлений уже дали о себе знать: раньше в России было 18 самодостаточных регионов-доноров, сейчас осталось 12.
Наверное, кому-то этого как раз и хочется. Кому-то хочется сделать все регионы депрессивными, не без горечи добавил Ф.Мухаметшин.
А ведь при правильной налоговой политике государство могло бы иметь, как говорят грамотные экономисты, до 40 самодостаточных регионов. Остальным можно было бы помогать. Но тогда что же будет делить федеральный центр? Вот и получаем программы, разрушающие сильные регионы…
Обсуждаемая программа опасна для судьбы федерализма в России, подчеркнул Ф.Мухаметшин. Ее осуществление ведет к потере инициативы субъектов в расширении налоговой базы, обнищанию регионов, а стало быть, к равенству в нищете.
По его мнению, если позволить федеральному Правительству распределять доходы и налоги по предложенной им схеме, регионы потеряют не только экономическую самостоятельность. Из более чем 50 позиций схемы разграничения расходных полномочий у субъектов в полном объеме остается только шесть: функционирование законодательных, представительных и исполнительных органов субъекта; СМИ региональных органов власти; объекты регионального значения; молодежная политика; активные программы; региональное имущество.
Соотношение ресурсных (углеводородных) платежей: 80% – 10% – 10%. Субъектам предлагается полностью оставить транспортный налог и налог на наследование. Конечно, жителей регионов могут порадовать 80% налога на игорный бизнес, 55% налога на прибыль предприятий, по 50% – акцизы на ликероводочные изделия, налог на доходы с физических лиц и экологические платежи, 40% налога с продаж. Но руководителям субъектов РФ хорошо известно, что эти платежи не поправят дела в их регионах.
В этой связи Ф.Мухаметшин процитировал выдержку из письма Президента Татарстана М.Шаймиева руководителю Совета Федерации Е.Строеву: “Чтобы региональные и местные власти могли ощущать ответственность за состояние своих бюджетов и последствия принимаемых решений, необходимо, чтобы они обладали реальной финансовой самостоятельностью в рамках четких и реально выполнимых требований бюджетного законодательства”.
Я полностью согласен с выводом экспертов Совета Федерации о том, что проект программы не содержит системной проработки существующих проблем бюджетного федерализма, сказал в заключение своего выступления Ф.Мухаметшин. Предложенные механизмы не нацелены на обеспечение условий экономического роста и проведение социально-экономических реформ на региональном уровне. Соответственно, поставленные в проекте программы задачи по развитию бюджетного федерализма в Российской Федерации не будут решены… В проекте программы отсутствует механизм достижения оптимального соотношения между объемами текущей и капитальной финансовой поддержки субъектов РФ. Предложенные нормы могут лишь подорвать все то позитивное, чего мы достигли за прошедшие годы в деле строительства системы федеративных отношений в России.
С резкой критикой проекта программы выступили и другие сенаторы (в частности, Ю.Лужков и Е.Строев). Большинство остались им недовольны. Поэтому было решено организовать в конце мая парламентские слушания по данной теме. И уже по их итогам, с учетом рекомендаций Комитета Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, валютному и таможенному регулированию принять решение на очередном заседании верхней палаты Федерального Собрания 6 июня.