Президент Республики Татарстан дал интервью аккредитованным в республике собственным корреспондентам ОРТ и РИА “Новости”. Главной темой беседы стали взаимоотношения федеральных и региональных органов государственной власти и вопросы, связанные с внесением поправок в Конституцию РТ.
– Минтимер Шарипович, как, по вашему мнению, появилась ли с назначением полпредов Президента России в федеральных округах четкая вертикаль власти, ради которой и создавался этот институт государственного управления?
– Я считаю, что при четком понимании задач, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в части укрепления вертикали государственной власти, этот вопрос в любом случае должен быть решен. Если бы даже и были найдены другие формы организации взаимодействия федерального центра и регионов страны. Но если сравнивать с той системой государственного управления, которая существовала раньше, когда представители Президента РФ были в каждом регионе, то мне кажется, что это более эффективный институт. В то же время я считаю, что это не единственно возможная форма сотрудничества центра с регионами, возможны и другие. Я уже говорил об этом и до сих пор убежден, что можно было серьезно укрепить территориальное управление при Президенте РФ, не раздувая штатов, не создавая дополнительные микростолицы. Через сильное территориальное управление при Президенте, через его представителей – опытных и знающих регионы (кстати, это могли быть и представители из регионов), можно было достичь укрепления вертикали государственной власти с меньшими, на мой взгляд, затратами.
– Как у руководства Татарстана складываются взаимоотношения с полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко?
– Президент России назначил на должности полпредов хорошо подготовленных людей. Если что-то не срабатывает и если есть недопонимание между ними и региональными органами власти, то в этом не полпреды виноваты, потому что им очень трудно реализовывать поставленные Президентом РФ задачи в условиях, я бы сказал, достаточно большой неопределенности.
Что же касается личности Сергея Владиленовича Кириенко, то я с самого начала говорил и все более утверждаюсь в этом мнении, что Приволжскому федеральному округу повезло. Кириенко имеет опыт работы в качестве руководителя Правительства, хорошо знает регион, понимает его возможности и уходит от мелочной опеки, стремясь в первую очередь решать стратегические задачи при поддержке руководителей республик и областей, входящих в округ.
Кто бы ни был полпредом Президента, ему непросто дается точное видение того, что нужно делать и чем дальше заниматься уже после завершения этапа приведения в соответствие региональных нормативных актов с федеральным законодательством. С моей точки зрения, нельзя не обратить внимания на то, что одновременно с возникновением федеральных округов и созданием института полномочных представителей куда более быстрыми темпами, чем раньше, начали размножаться федеральные структуры на местах. Раздуваются штаты чиновников. Сейчас параллельно тем структурам, которые имеются в республиках и областях, создаются новые, по сути, их дублирующие. Это вместо того, чтобы возлагать на уже имеющиеся выполнение и региональных, и федеральных функций. Я за то, чтобы находить новые формы взаимодействия. Но некоторые федеральные министерства и ведомства хотят в регионах начать все с нуля, создавая ненужный параллелизм. Есть, например, структуры, которые раньше выполняли одновременно и федеральные, и местные функции, но сейчас им говорят: “Нет, нам нужна чисто федеральная структура!”. Это значит, что будет новый штат чиновников, начальников разного ранга, которым нужны здания, кабинеты, транспорт, связь и т.д. Неужели у нас в стране так много лишних денег, чтобы мы могли позволить себе подобную роскошь? Сегодня, я считаю, безотлагательная задача полпредов – разобраться с такими федеральными структурами. От того, что в регионах их становится все больше, ясности, к сожалению, не прибавляется, зато возникает немало неразберихи.
– Вы, избранный народом Президент Татарстана, чувствуете какое-либо ущемление прав со стороны Приволжского федерального округа?
– Нет. Подобное ни Татарстану, ни его Президенту не грозит.
– А как вы думаете, институт полномочных представителей и деление на федеральные округа – это надолго?
– Полагаю, что нет. Вот мы наблюдаем опыт Приморья. По телевидению показали, как полпред пришел и в нарушение Конституции России на виду у всей страны разогнал местную власть. А суды потом восстанавливают этих чиновников на работе. Ну что, порядка стало больше? Пока коренным образом не изменишь структуру и не подберешь кадры, ничего не изменится даже на уровне начальников цехов, не говоря уже о должностях повыше. Невозможно работать за кого-то, надо создать условия, чтобы каждый руководитель смог сам работать и решать назревшие вопросы.
Теперь процесс приведения местных законов в соответствие с федеральными в основном закончился. В ходе этой работы выявлены немало противоречий в самих федеральных законах и несоответствия их конституционным нормам. Приведение законодательств к единому знаменателю не может быть односторонним движением, если мы действительно хотим жить в демократическом обществе и цивилизованно разделять полномочия. Этим сейчас надо серьезно заниматься. Для полпредов, я думаю, это важнейшая задача.
– Как вы думаете, какие изменения будут внесены в Конституцию РТ?
– Того, что необходимо вносить изменения в Конституцию Татарстана, мы никогда не отрицали, ведь Основной Закон республики был принят раньше, чем Конституция России. Подготовительная работа идет. На сегодня абсолютное большинство республик и областей России уже пересмотрели свои уставы и конституции. Но что же произойдет, если начнут изменять Конституцию Российской Федерации? Значит, будет второй тур изменений конституций и уставов субъектов Федерации. Но ведь надо с уважением относиться к основным законам субъектов Федерации, ведь они принимаются депутатами, избранными народом.
Когда появилась новая Конституция Российской Федерации, мы знали, что без поправок к Конституции Татарстана не обойтись. Мы прошли нелегкий и противоречивый путь, поэтому конституции России и Татарстана не могли соответствовать друг другу по всем статьям и канонам. Изменения необходимы, но заниматься изменениями Конституции республики каждый день мы не намерены. Этому должна предшествовать хорошая подготовка. Когда будет больше ясности (в какой форме и в какие сроки будут – и будут ли в ближайшие годы – происходить изменения в российской Конституции), тогда и мы будем готовы внести изменения в Конституцию республики. Если мы хотим, чтобы конституции действительно соответствовали, надо проводить эту работу в согласительном режиме. Почему мы этого боимся? Ведь люди перестанут уважать любую власть, если она станет чуть ли не каждый день менять Конституцию. Кто от этого выиграет? Появится напряжение в обществе.
Нужно время, нужно больше ясности, и мы обязательно будем находить верные подходы. Была бы сегодня уверенность, что Конституция России не станет меняться хотя бы в ближайшие пять лет и в рамках этой Конституции страна будет жить. Но если мы сегодня подготовим поправки, завтра их примем, а послезавтра придется снова вносить изменения в Конституцию, то это потеря властью уважения к самой себе и пренебрежение мнением граждан. Потому что Конституция – это основа уважения народа к власти и власти – к народу.
Владимир ШЕВЧУК.