Олег Морозов: “Политика – это искусство договариваться”

В середине апреля в Государственной Думе окончательно сформировался координационный совет центристских групп и фракций, в который вошли “Единство”, ОВР, депутатские группы “Регионы России” и “Народный депутат”.

Автор статьи: А. НИКОЛАЕВ

В середине апреля в Государственной Думе окончательно сформировался координационный совет центристских групп и фракций, в который вошли “Единство”, ОВР, депутатские группы “Регионы России” и “Народный депутат”. Первым председателем координационного совета стал лидер “Регионов России” Олег Морозов. Мы попросили его рассказать о работе совета.


– Олег Викторович, прокомментируйте, пожалуйста, последние объединительные процессы: слияние “Единства” и “Отечества”, появление в Думе координационного совета четырех…


– Сейчас любые шаги в сторону объединения можно определить как неизбежную и естественную тенденцию к укрупнению политических структур. Рано или поздно политики начинают понимать, что преодолеть кризис российской государственности, экономическую и социальную нестабильность можно только в том случае, если перестать тянуть одеяло на себя. Раздробленность в политической сфере неизбежно ведет к такой же раздробленности в обществе. В данном случае “Отечество” и “Единство” не просто образуют новую политическую партию, они консолидируют, “суммируют” своих сторонников. Тем более что обе партии имеют много общего во взглядах на политические и экономические процессы. В то же время “Единству” и “Отечеству” предстоит приложить усилия, чтобы не попасть в ловушку: действительно стать партией правого центра, а не партией чиновников или пиарщиков, которые участвуют в каких-то кампаниях. Так что у этой коалиции впереди непростой путь.


В Думе же естественной выглядела коалиция четырех депутатских объединений: “Единства”, ОВР, “Регионов России” и “Народного депутата”. Если всем четырем фракциям, входящим в координационный совет центристских групп и фракций, удастся в результате согласований договориться по тому или иному вопросу, то решение будет проведено – в общей сложности у четырех депутатских объединений 235 голосов.


– Каковы структура координационного совета и принципы его работы?


– Совет будет состоять из двенадцати человек – по три от каждой фракции. Председатель сменяется каждые два месяца. Совет собирается еженедельно, чтобы обсудить текущие вопросы общественно-политической жизни, которые могут потребовать солидарной реакции.


Думаю, мы были правы, когда заявили о создании координационного совета, а не коалиции четырех. Коалиция предполагает заявление неких единых взглядов по определенному кругу принципиально важных вопросов – в государственном строительстве, экономике, социальной сфере. А совет задумывался в первую очередь как консультативный орган, задача которого состоит в том, чтобы научиться договариваться, решать спорные вопросы еще до того, как мы вышли в зал заседаний. Принципы, на которых сформирован КС и по которым он будет работать, позволяют соблюсти паритет и равноправие. У нас нет “старших” и “младших”, мы обнародуем единую позицию только тогда, когда ее формулировка устраивает всех.


Мы не собираемся искать точки пересечения по каждому вопросу, который стоит в повестке дня. На нынешнем этапе это невозможно. Намерены обсуждать лишь наиболее принципиальные законопроекты, судьбоносные для страны, договариваться, но для этого нужно заранее выслушать аргументы друг друга, сблизить позиции.


– Что будет, если координационному совету не удастся прийти к общему решению?


– Ничего. Каждая фракция выйдет на заседание со своим решением. Я бы даже не стал рассматривать подобную ситуацию как критическую. Мы договорились, что если такое случится, то это не повод для того, чтобы разрушить механизм КС. Наоборот, появится повод задуматься: почему не удалось прийти к консенсусу, в чем природа наших разногласий?


– Координационный совет уже успели окрестить пропрезидентским…


– Сейчас в России иная политическая логика, нежели несколько лет назад: нет острой необходимости всегда быть в оппозиции к непопулярной исполнительной власти. Путин – фигура консолидирующая, поэтому настало время приходить к общим решениям, ведь политика – это искусство договариваться.


Сегодня вектор нашего понимания того, что нужно делать в России, чаще всего совпадает с тем, что декларирует Путин, в том числе и в послании Федеральному Собранию. Кроме того, и по думскому регламенту президентские законопроекты являются приоритетными, а для координационного совета это означает, что в первую очередь компромиссы будем искать по президентским инициативам. Но объявлять нас президентским большинством абсолютно преждевременно.


– Что касается инициатив Правительства… Будут ли они выноситься на обсуждение совета?


– Здесь речь будет идти лишь о важнейших для государства законопроектах – бюджет, инициативы по государственному строительству. Но никаких обязательств по отношению к Правительству мы не берем.


– Есть ли перспективы у думского объединения четырех?


– Безусловно. То, что мы создаем сейчас, это только “первый класс”, это наработки опыта функционирования больших думских коалиций. Это попытка создать постоянно действующее думское большинство, через которое будет выстраиваться эффективная законотворческая работа, без хаоса недоговоренности, который очень часто бывает при несогласованности позиций. Если мы сейчас научимся слышать друг друга и в ряде случаев корректировать свою позицию, то следующим шагом действительно может стать создание думской коалиции, которая уже в следующем созыве станет реальной силой, определяющей не только расклад сил в Думе, но и влияющей на формирование Правительства.


– Олег Викторович, первое совместное заседание координационного совета уже состоялось, как вы расцениваете его результаты?


– Первый шаг в работе был сделан. Мы обсудили повестку двух пленарных заседаний, и практически по всем вопросам, которые были внесены в нее, удалось найти согласованное решение.


– Естественно, шла речь об инициативе группы “Народный депутат” о сокращении количества думских комитетов…


– В этой инициативе много важных и ценных предложений, но мы решили пока не торопиться, и вот почему.


Во-первых, эта инициатива может быть расширена по кругу вопросов: о работе аппарата Госдумы, аппаратов фракций и комитетов, касающихся взаимоотношений с Правительством, приоритета тех или иных законопроектов. Доработка этой инициативы может занять достаточно много времени.


Во-вторых, не хотелось, чтобы здравая мысль приобрела окраску политической мести коммунистам: вот вы затеяли вотум недоверия Правительству, а мы вас сейчас быстренько лишим всех комитетов.


В принципе, наша группа “Регионы России” готова жить и в существующей думской структуре, но она абсолютно искусственная и неэффективная. Каждый совет Думы начинается с того, что комитеты, полномочия которых пересекаются, не могут определиться, в чьем ведении находится тот или иной законопроект. Еще в январе прошлого года депутат нашей группы Халиль Барлыбаев раздавал проект постановления, где предлагалось создать всего одиннадцать комитетов. Но для соблюдения равновесия в Думе количество комитетов раздули до двадцати девяти в угоду амбициям больших фракций.


– Как теперь, в свете договоренностей четырех, группа “Регионы России” будет реализовывать свой главный принцип – поддержки регионов? Сможете ли вы договориться с остальными фракциями?


– В своем отношении к региональным проблемам мы не собираемся ничего менять, они по-прежнему остаются для нас главными. В данном случае это специфика нашей группы, мы действительно несколько иначе смотрим на проблему взаимоотношений центра и регионов, проблему межбюджетных отношений. Поэтому не исключено, что по целому ряду вопросов будем полемизировать с коллегами по координационному совету. Но в этом и есть смысл нашей совместной работы: приводить аргументы в пользу своей точки зрения, суметь убедить в ее правильности. Возможно, что нам, как лучше знающим региональные проблемы, удастся изменить взгляд коллег на ряд региональных вопросов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще