В материале “Нужна ли нам такая двухпартийность?” (“РТ” за 1 марта 2001 года) на основе анализа проекта закона “О политических партиях” я пришел к выводу, что действующая власть взяла курс на создание реальной двухпартийной системы, состоящей из собственно “партии власти” и левой оппозиции, предположив при этом, что подобная система может сложиться уже к следующим думским выборам. По правде сказать, никак не ожидал, что сценарий начнет воплощаться в жизнь намного раньше принятия закона “О политических партиях”. Тем не менее это так. Совместное заявление Ю.Лужкова и С.Шойгу о грядущем объединении движений “Отечество” и “Единство” говорит о том, что первый энергичный шаг в указанном направлении уже сделан. Партия власти консолидируется.
Если вспомнить ожесточенную борьбу объединений “Отечество – Вся Россия” и “Единство” на предыдущих думских выборах, то очевидно, что это не была борьба программ или идеологий. Различия в их программах невозможно разглядеть даже вооруженным глазом, а идеологии ни у тех, ни у других нет и в помине. Это была борьба авторитетов. Суммы авторитетов региональных лидеров с авторитетом Путина. А в сущности – схватка за парламент регионалов и федералов. Последние оказались сильнее, но решающего перевеса все же не получили. На первых заседаниях Госдумы нового созыва фракция ОВР по предвыборной инерции еще пикировалась с “Единством” и участвовала в совместных акциях протеста с “Яблоком” и СПС, но потом жизнь потихоньку начала расставлять все на свои места. И голосование ОВР по многим вопросам стало совпадать с голосованием “Единства”.
И это закономерно. Нельзя сказать, что “Единству” и ОВР нечего делить. Делить, конечно, есть что – власть. Но и те и другие резонно заключили, что лучше делить ее не в ходе публичной драки на выборах, а тихонечко, келейно, или, по-новому, внутрипартийно.
Пользу от объединения “Отечества” с “Единством” (“Вся Россия” от них тоже никуда не денется) получают все. Последние перестановки в Правительстве, прошу прощенья за каламбур, далеко не последние. И новое пополнение, видимо, пойдет не из одной только фракции “Единство”. Тем более что за полтора почти года работы нового созыва Госдумы ни одной яркой личности в составе этой фракции так и не выявилось. Неровен час, на следующих выборах избиратель уже начнет отделять движение от Президента и приглядываться к собственно партийному списку. А там и взгляд остановить не на ком. Вот тут-то и помогут раскрученные фамилии из ОВР. Консолидированная партия власти может собрать голоса, оставшиеся от коммунистов. А это значит, что Президент получит полностью управляемую Думу.
Но делать все надо очень быстро. Известно ведь, что всего одного созыва Госдумы достаточно для того, чтобы политическая структура, представляющая интересы высшей бюрократии, растеряла всю свою популярность. В этом контексте недавние метания “Единства”, связанные с возможным вотумом недоверия Правительству и последующим роспуском Думы, приобретают наконец некоторый смысл. Видимо, переговоры с “Отечеством” об объединении тогда уже шли и планы на досрочные выборы строились. Но велись переговоры на уровне Администрации Президента, Лужкова и Шойгу. А Грызлова в подробности дела не посвящали. Вот он и “прокололся”. Дескать, какая разница, что делать раньше – объединяться с “Отечеством” или распускать Думу. Все равно срочные выборы нужны, так зачем же искать повод, когда коммунисты сами его дают? А уж объединиться можно и по ходу избирательной кампании.
Но у кремлевских политтехнологов планы оказались другими. Для них по каким-то соображениям важнее оказалась именно такая последовательность – сначала объединение, а потом уж досрочные выборы. Грызлова поправили, но наказывать за неуместную инициативу не стали, даже в Правительство взяли. Видимо, посчитали ее не ошибкой, а мелким недоразумением.
Но в любом случае уже ясно, что нынешняя Дума до планового срока окончания своих полномочий вряд ли доработает.