Минтимер Шаймиев: Судьба республики – в руках народа

– Минтимер Шарипович, знакомясь с итогами социально-экономического развития вашей республики за 2000 год, с удовольствием узнал, что по сумме основных показателей развития экономики и социальной сферы Татарстан занимает первое место в Приволжском федеральном округе.

– Минтимер Шарипович, знакомясь с итогами социально-экономического развития вашей республики за 2000 год, с удовольствием узнал, что по сумме основных показателей развития экономики и социальной сферы Татарстан занимает первое место в Приволжском федеральном округе. Это достойные итоги минувшего века.


– Итоги социально-экономического развития, о которых вы упомянули, еще раз подтверждают, что Татарстан обладает огромными интеллектуальными, профессиональными, организаторскими возможностями и умеет брать ответственность за свою судьбу.


В конце XX столетия открылись новые возможности становления подлинной государственности. В августе 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. Договор, подписанный Татарстаном с Россией в 1994 году, исходящий из признания конституций обоих государств, гарантируя мир и согласие, дает возможность республике строить свою государственность, строго сообразуясь с общепринятыми принципами цивилизованного мира. Теперь перед нами стратегическая цель – превратить республику в цивилизованный, высокоразвитый регион европейского уровня.


Многонациональный трудовой народ республики располагает сегодня достаточно развитой экономикой, позволяющей стать надежным партнером, открытым к сотрудничеству в целом ряде сфер – от высокотехнологичных отраслей машиностроения, электроники, нефтедобычи, химии до переработки сельскохозяйственных продуктов, товаров для потребительского рынка.


– Руководитель департамента транспорта Правительства Республики Татарстан Геннадий Тулисов с гордостью рассказал мне при встрече, что в Вашем послании Государственному Совету транспортным проблемам, развитию средств коммуникаций и дорожному строительству посвящен целый раздел. Это, видимо, говорит о том, что деятельность транспортно-дорожного комплекса приобретает в современных условиях особое значение. Расскажите, Минтимер Шарипович, вкратце об основных проблемах и перспективах развития этой отрасли.


– Сначала приведу одну цифру: в 2000 году для обновления подвижного состава на предприятиях транспорта было израсходовано около 700 миллионов рублей из бюджета республики. Что касается перспектив, то в декабре минувшего года была утверждена целая программа развития транспортного комплекса Татарстана на 2001-2005 годы. Она предусматривает существенное обновление автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и городского электрического транспорта. Кабинет Министров сейчас ведет работу с федеральными органами по включению наших предложений в разрабатываемый проект модернизации транспортного комплекса Российской Федерации на перспективу до 2005 года. Под особым контролем находится и строительство метрополитена в городе Казани, первая очередь которого должна быть пущена к 1000-летию города.


Улучшение качества транспортного обслуживания населения непо-средственно связано с формированием новых повышенных требований к предоставляемым транспортным услугам: территориальная доступность транспортных коммуникаций и сообщений, сокращение времени ожидания и поездки, повышенная комфортность и современное обслуживание.


Качество транспортного обслуживания населения должно соответствовать установленным социальным и сертификационным стандартам. Это диктует необходимость контроля за соблюдением указанных стандартов.


Несколько слов скажу о грузовом транспортном обеспечении. От его состояния напрямую зависит устойчивое развитие всех отраслей экономики республики. Что делается в этом направлении? Прежде всего ведется строительство мостового перехода через реку Каму общей протяженностью 14,5 километра, первая очередь которого должна вступить в эксплуатацию в 2002 году, строительство международного аэропорта “Казань”, реконструкция и расширение важнейших автомагистралей республики, совершенствование железнодорожных и водных путей и объектов.


Освоено производство современного самолета Ту-214, вертолета “Ансат”, на которые уже имеются заказы. Продолжаются работы по освоению производства самолета Ту-324 и вертолета “Актай”.


Вместе с тем одной из важных задач является эффективное использование выгодного транспортно-географического положения Татарстана, имеющихся автомобильных и железнодорожных магистралей, судоходных путей и воздушных линий. Все это необходимо использовать для участия в формировании и обслуживании грузов по российской части международных транспортных коридоров “Запад – Восток”.


– А насколько эффективно используют эти преимущества транспортники республики?


– К сожалению, похвастаться особо нечем.Сегодня лишь 10-13 процентов транзитных грузов, проходящих через нашу территорию, перевозится транспортниками Татарстана. В этом направлении необходимо усилить взаимодействие с федеральными транспортными органами для расширения транспортно-экономических связей республики, увеличения использования потенциала грузового транспорта Татарстана. В том числе осуществление лизинга транспортных средств и привлечение инвестиций для модернизации и развития транспортных коммуникаций и объектов в соответствии с требованиями международных стандартов и норм безопасного функционирования.


– Могли бы Вы, Минтимер Шарипович, рассказать и о положении дел в дорожном строительстве, реконструкции и вводе новых участков на дорогах федерального значения?


– Наряду с продолжением сооружения мостового перехода через реку Каму, реконструкцией и вводом новых участков на дорогах федерального значения Казань -Набережные Челны – Уфа, Казань – Ульяновск, одним из приоритетных направлений остается соединение автодорогами с асфальтобетонным покрытием центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий с районными центрами, а в дальнейшем и всех населенных пунктов.


В настоящее время дорогами с асфальтобетонным покрытием соединено почти 80 процентов центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий и 40 процентов населенных пунктов. По состоянию на 1 января нынешнего года 1875 населенных пунктов не имеют таких дорог. Их протяженность составляет 9400 километров. Соединение каждого населенного пункта дорогами с улучшенным и твердым покрытием остается одним из приоритетных направлений социальной программы.


– Одной из важнейших проблем общероссийского масштаба является газификация транспортных средств. И если учесть, что за последние десять лет в крупных городах количество автомобилей увеличилось в 5-8 раз, то экологам есть от чего бить тревогу. Как решается эта проблема в Татарстане?


– И в этом деле определенные успехи у нас есть. Например, реализуя утвержденные Правительством республики мероприятия по сокращению выбросов в атмосферу от автотранспортных средств, удалось добиться их снижения с 277 тысяч тонн в 1995 году до 207 тысяч тонн в 2000 году. Вместе с тем при наличии в республике действующей сети газозаправочных станций и собственного производства стеклопластиковых баллонов на казанском ОКБ “Союз” общее количество автомашин, работающих на сжатом природном газе, составляет менее одного процента.


Поэтому мы считаем, что необходимо внедрять экономические методы стимулирования перевода транспортных средств на малотоксичные виды моторных топлив. Прежде всего на сжатый природный газ. В республике есть возможности в течение пяти лет перевести более половины автомобильного парка на газовое топливо. Необходимо также добиваться дальнейшего ограничения использования в городах и населенных пунктах республики этилированного бензина по примеру Казани и Набережных Челнов, где полностью исключена его реализация.


– Большое спасибо, Минтимер Шарипович, за беседу и позвольте Вам пожелать новых успехов в делах государственных, экономических и политических. А народу республики – благополучия и процветания, новых горизонтов в новом тысячелетии во благо Татарстана и великого государства Российского.


Газета “Транспорт России”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще