Рамазан АБДУЛАТИПОВ: “Пусть орлы не падают, а бараны не летают”

Рамазан Абдулатипов – один из наиболее ярких и последовательных политиков-государственников.

Автор статьи: Рафис ИЗМАЙЛОВ

Рамазан Абдулатипов – один из наиболее ярких и последовательных политиков-государственников. Это крупный ученый в области федеративных и национальных отношений и энергичный практик, самоотверженно отстаивающий идеи федерализма и национального многообразия России. И, признаемся, именно совпадение взглядов по вопросам федеративного устройства, национальной политики, а также давние личные симпатии к этому неординарному человеку привели нас, татарстанских журналистов, – меня и моего коллегу-телевизионщика из Московского бюро ГТРК “Татарстан” при полпредстве РТ в РФ Станислава Яроша – в этот маленький тесный кабинетик в здании Совета Федерации, где Рамазан Гаджимурадович с недавних пор представляет исполнительную власть Саратовской области. Но, помимо должности члена СФ, профессор, академик РАЕН Рамазан Абдулатипов еще возглавляет всероссийскую организацию “Ассамблея народов России” и Российско-Арабскую межпарламентскую группу.


– Рамазан Гаджимурадович, хотелось бы начать с небольшой цитаты: “Благополучной Россия была только в те периоды своей истории, когда все народы ощущали ее Отечеством”. Это из вашей книги “Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства”, изданной в 1996 году. Как вы оцениваете состояние России сегодня, спустя пять лет?


– Я думаю, что состояние России при всех противоречиях сегодняшней жизни выпрямляется. И прежде всего за счет регионов Российской Федерации. Как раз тех регионов, которые мы любим критиковать. Под “мы” я имею в виду некоторые средства массовой информации и политиков из федерального центра. Дело в том, что ко многим кризисным моментам развития нашего общества, государства люди уже притерлись – и в социальной сфере, и в экономической, и даже в культурной. Я уже не говорю о властных сферах. Но больше всего человека беспокоит нарушение его национального самочувствия. Потому что за этим понятием уже не отдельный человек стоит, а целые народы. Я считаю, что Россия и выжила как многонациональная страна прежде всего за счет гражданского общества. А власть российская, к величайшему сожалению, никогда не имела стратегической национальной политики, которая была бы настроена на благополучие и нормальное самочувствие всех граждан независимо от того, на каком языке человек говорит, какую религию исповедует.


Мы четыре года “пробивали” Концепцию национальной политики. Она была наконец подписана 15 июля 1996 года, и приведенные вами слова, наверное, были связаны именно с этим периодом. Была принята программа также в целом ряде субъектов Российской Федерации. В том числе в Татарстане, Башкорто


стане, в Воронежской, Оренбургской, Саратовской областях и т.д. Но, к сожалению, на уровне государства в целом мы до сих пор не проводим последовательную, стратегически выверенную, ориентированную на нормальное самочувствие и обустройство всех народов нашей страны политику. Это касается и русского народа, и татарского, дагестанского – всех народов. И, кроме того, особенность национальной политики еще в том, что невозможно в одном государстве обеспечить благополучие какой-то одной нации. И в республиках тоже невозможно. Благополучие можно обеспечить только в том случае, когда будет создано солидарное общество. Общество, которое болеет, беспокоится за каждого человека в государстве. И то, что мы не научились выходить на такой уровень солидарности, беспокойства, показывают события в Чеченской Республике. События в Ичкерии становятся нашими лишь после того, когда эта беда и боль вторгаются непосредственно в нашу семью, аул, область, республику. И вообще, порой я ужасаюсь, когда мы празднуем, говорим благополучные слова на фоне фактически идущей войны на территории нашей страны.


Из трагедии в Чечне мы тоже не извлекли нужных уроков для национальной политики. Господствует совершеннейшее непонимание национальных проблем. Когда начинают рассуждать о взаимоотношениях, например, между федеральным центром и Татарстаном, говорят, что Татарстан хочет отделиться от России, я заявляю: “Это ложь”. Эти радетели “за целостность” забывают, что татарский народ проживает на своей исторической территории в братском единении с другими народами. Я не устаю подчеркивать, что именно Шаймиев старается уберечь Россию от развала. Он не от Федерации уходит, а от унитарного государства – к федеральному, от диктата центра – к самостоятельности, взваливая тем самым на свои плечи дополнительную ответственность. Об этом я не уставал говорить еще тогда, когда шли трудные переговоры о разграничении полномочий. Президенты Ельцин и Шаймиев, все мы, участвовавшие в переговорах, все-таки нашли тогда вариант, в котором не дали возможности возобладать сепаратистским тенденциям в Татарстане, шовинистическим – в федеральном центре. Эта была большая победа. Победа, которая многого стоила, ибо помогла избежать большой беды.


– Вы автор четырехтомника о федерализме, пишете послания к Президенту России “О федеральной и национальной политике”, обращаетесь к депутатам по вопросам законотворчества, касающимся национальной политики в России. Вы напоминаете птицу, которая бьется о скалу. Потому что ваши усилия, выходит, затрачиваются впустую. Ведь даже те хрупкие ростки федерализма и демократии, которые было обозначились, сегодня под угрозой придавливания их округами. Поговаривают даже о губерниях, в которых будут стерты национальные признаки. Как вам нравится такая перспектива, Рамазан Гаджимурадович?


– Здесь мы должны четко сказать о наличии в нашем государстве трех тенденций, появившихся в последние годы. Первая – это унитаризация государства. К чему она может привести, мы убедились в ХХ веке, когда дважды было развалено Российское государство. Случилось это именно из-за унитаризма и жесткого центризма власти. Такая система не способна адаптироваться к изменяющимся условиям. Вторая тенденция – национал-сепаратизм, что тоже ведет к разрушению целостности государства, к конфедеративному варианту, который нигде не прижился в современном мире. И третья тенденция – федерализм. Мне представляется, это главная и важнейшая тенденция. Но и ее некоторые хотят реализовать окриком из Москвы, командно-административными методами. А Федерация может существовать и развиваться только в условиях демократии, только при наличии четких правовых механизмов. Но, к сожалению, Совет Федерации в течение пяти лет не создал ни одного закона, который бы гарантировал развитие нормальных федеративных отношений на основе права.


– Не слишком ли категоричное заявление?


– Скажу еще жестче. Когда в 1994 году, будучи заместителем Председателя Совета Федерации, я выступил с инициативой принятия закона о механизме разграничения полномочий и реализации совместных полномочий по статье 72 Конституции нашей страны, написал даже его проект и вынес на обсуждение Совета Федерации, сенаторы его даже не приняли к рассмотрению. А в Госдуме закон получил всего-навсего 14 голосов. Вы представляете? Закон, который четко определял процедуру взаимоотношений между центром и регионами, оказался не нужным, не востребованным. Если бы тогда был принят этот закон, сегодня мы не стали бы заложниками административного давления. А что оставалось делать новому Президенту, когда под рукой у него нет ни одного закона, который бы работал, когда тысячи противоречий наращиваются внутри Федерации? Кроме командно-административных методов, в распоряжении у Владимира Путина ничего сегодня не оказалось, и этот пробел нужно заполнять российскому законодателю.


Небольшой экскурс в прошлое. В свое время я был руководителем рабочей группы по разработке Федеративного договора. И все, что мы не могли согласовать, мы “сбросили” в ст. 72 Конституции РФ о совместных полномочиях. Мы думали, что за нами придет законодатель и все это будет “расшивать”. Но законодатель так и не пришел. И сегодня, как только пытаются приступить к обсуждению национальных или федеральных проблем в Федеральном Собрании, начинаются дикие крики, вплоть до оскорбления целых народов. Понимаете? Почему-то к микрофону в это время выходят не государственные деятели, а шизофреники. И соответственно мы становимся заложниками таких людей, людей крайних точек зрения. Не имея четких правовых механизмов, пытаемся решать серьезные проблемы другими, не совсем удачными порою методами. Вы посмотрите, даже создание федеральных округов могло бы идти по пути реализации совместных полномочий. То есть их, округа, могли бы представлять не только федеральный центр, как сегодня, а и субъекты Федерации. К сожалению, этот механизм не заложен. Больше того, в федеральном округе – полное пренебрежение к национальному признаку, что противоречит установкам Президента В.Путина. Это же он сказал, что любые реформы в России возможны только с учетом многонациональности нашей страны. Разве не так? А на деле как получается? Почему, например, нельзя хоть один округ в центре создать из республики (или республик) Российской Федерации? Почему нельзя было на Северном Кавказе хоть одного заместителя полномочного представителя Президента назначить из кадров республик, которые входят в состав этого округа? Все это не что иное, как господство унитаристской тенденции. В результате национальными проблемами начинают заниматься в конечном счете крайние, экстремистские силы. Именно потому, что не хочу отдавать наши проблемы в руки политических экстремистов, дураков и равнодушных дилетантов, я занимался и буду заниматься ими сам. Так, наверное, думает и поступает и Президент Татарстана, который, можно сказать, чуть ли не в одиночку бьется за права и национальные интересы не только своей республики, но и всех субъектов Федерации. В этом смысле мы скорее жертвы, чем герои-победители, потому и шишек набиваем больше всех.


Иногда ловлю себя на мысли: только по той причине, что я занимаюсь этими проблемами, меня неоднократно оставляли без работы. Боялись за свое спокойствие: мол, если возьмем Абдулатипова на работу, то все национальные проблемы вместе с ним перейдут к нам, не даст он покоя. А по мне лучше, чтобы они к нам перешли, чем к нашим противникам-экстремистам, просто к больным людям. Вот этого понимания, увы, у органов государственной власти нет.


– Сегодня, кажется, исполняется 90 дней, как вы вступили в должность представителя исполнительной власти Саратовской области в Совете Федерации. В связи с этим хотелось бы спросить: во-первых, почему именно из Саратовской области выдвинули вас, а, скажем, не из Дагестана или из какой-либо другой республики Северного Кавказа? И во-вторых, каковы ваши впечатления от трехмесячного пребывания в Совете Федерации, удалось ли реализовать какие-нибудь вынашиваемые вами идеи?


– Во-первых, одна из самых близких для меня национальностей – это русская национальность, хотя для меня не существует и “дальних” национальностей. В свое время, когда возник вопрос, почему нет татарина в российском Правительстве (я был тогда вице-премьером), в шутку я сказал Минтимеру Шариповичу: “Прошу утвердить за мной статус временного исполняющего обязанности татарина в российском Правительстве”. Потом в Москве появился Фарит Рафикович Газизуллин, министр Госкомимущества, и прекрасно работает. Иными словами, Россия обладает огромным кадровым потенциалом, который надо использовать, не деля по национальному признаку. Если есть талантливый татарин, надо его вовлекать в государственные дела. Если есть талантливый русский – то же самое. Это и есть собирание потенциала нашего Отечества… Если вернуться к вашему вопросу, почему меня выдвинули из Саратовской области, то, откровенно говоря, я ожидал, что меня в Совет Федерации пригласит мой друг Муртаза Рахимов из Башкортостана. Потому что в самые тяжелые для него годы я был рядом и вместе с ним… Не говорю о родном Дагестане, республиках Кавказа – ведь немало синяков я получил, защищая их интересы, достоинства этих народов… Но такова уж наша природа – мы зачастую уважаем тех, у кого есть должность. А если человек теряет ее, почему-то и уважение к нему убавляется, возникает стена отчуждения. Хотя у меня жизненное правило иное. Вспоминаю, например, отношения с Борисом Николаевичем Ельциным. Я был один из первых, кто резко выступил против той разрушительной политики, которую они проводили вместе с Горбачевым. Это было в пору всеобщего обожествления Ельцина. Но сегодня, когда у него нет должности Президента, я первым поздравил его с днем рождения и другими событиями в его жизни. Я еще ни одного худого слова о нем после его ухода в отставку не сказал. Потому что у меня, у нашего народа немножко другие традиции, нравственные уроки…


Возвращаясь к кадровому потенциалу, хочу сказать, что он у нас безграничный. Надо только уметь видеть, распознавать истинных патриотов и профессионалов, выдвигать их, объединять ради будущего России. Скажем, такой человек, как Минтимер Шарипович Шаймиев, мог бы быть руководителем Правительства России или секретарем Совета безопасности. Не подумайте, что говорю об этом потому, что даю интервью татарстанским журналистам, эти слова я сказал бы любому другому.


– Рамазан Гаджимурадович, после ваших слов татарстанцы еще подумают, что Минтимера Шариповича уже в Москву берут или вот-вот заберут. Он республике нужен.


– И я о том же. Народ Татарстана должен радоваться и гордиться, что у него такой лидер. И я знаю, что люди действительно гордятся и почитают его. Просто я хочу подчеркнуть, что именно за счет таких высокого уровня политиков-профессионалов, практиков из регионов и надо пополнять и подпитывать федеральные органы власти. А не только из тех, кто прописан в Москве.


– Коль уж мы заговорили о Минтимере Шариповиче, продолжим, как говорится, тему. В частности, я хочу напомнить один ваш тост, связанный тоже с его именем. Когда праздновали пятилетие суверенитета Башкортостана, вы сравнили его с орлом и рассказали какую-то притчу…


– Слушайте. Сидят вороны, а чуть в отдалении – орел на скале. Вот орел взмахивает крыльями и взмывает ввысь. Вороны устремляются за ним. Орел поднимается все выше и выше, он привык к таким высотам. А вороны не привыкли, им уже боязно, да и холодно. Забеспокоились, требуют: “Куда мы летим?” Орел отвечает: “Откуда я знаю? Во время полета я отдыхаю”. После этого я говорю свое резюме: у нас много руководителей, которые после выборов не очень утруждают себя работой, а отдыхают. Но резюме, сами знаете, менее всего можно отнести к таким людям, как Минтимер Шарипович или Муртаза Губайдуллович. Если бы руководители всех республик, краев, областей работали так, как работают они, то в России тысячи проблем уже были бы сняты с повестки дня. Я вот недавно вновь побывал в Казани. Вместе с мэром Камилем Исхаковым объездили весь город. Я был буквально потрясен. Понимаете, за последние два-три года здесь сделано больше, чем за двадцать-тридцать лет до этого. А взять республику. Урожайность полей выросла в несколько раз, и хлеба татарстанцы выращивают сейчас больше, чем самые хлебородные края и области бывшего Советского Союза. Наращивается выпуск промышленной продукции. Про химию, нефтехимию я и не говорю. Потрясающий факт – самолетостроители республики выдали пассажирский суперлайнер Ту-214, не уступающий по своим качествам хваленому “Боингу”. В Татарстане открываются новые школы, театры, православные, мусульманские, иудаистские храмы. Сносится ветхое жилье, и жители переселяются в комфортабельные квартиры. И это в условиях глубочайшего кризиса в стране! Вы посмотрите, где Дом дружбы открывается впервые? В Казани. И это символично. Потому что в Татарстане в дружбе и согласии живут представители многих национальностей. Такое согласие, взаимодействие, такую дружбу редко где можно сегодня в России найти. У вас действительно народ защищен от экономических катастроф и социального унижения. Ценить это надо. И во многом, если не сказать целиком, это зависит от лидера, от орла, от вашего Президента, которому, знаю, и отдыхать-то приходится урывками…


– Короче, образ орла в применении к Президенту Татарстана у вас сохранился, не стерся?


– Конечно, нет. Даже наоборот. Расскажу вам еще одну притчу про орла, которую я целиком отношу и к Минтимеру Шариповичу, но в первую очередь к избирателям Татарстана, стоящим накануне выборов своего Президента. Вот эта притча. Вышел охотник на промысел. Видит, летит орел, а в когтях барана несет. Как хорошо получилось, обрадовался охотник. Застрелю орла – буду иметь и орла, и барана. Выстрелил. Но, как ни странно, орел начал падать, а баран дальше полетел… А заканчивают обычно эту притчу-тост словами: так выпьем за то, чтобы орлы не падали, а бараны не летали. Не подумайте, что кого-то из кандидатов в ваши Президенты хочу оскорбить, – обычный кавказский тост. Тем не менее в нем намек, конечно же, есть: когда мы делаем выбор, надо очень серьезно подумать, кому доверить свою судьбу. Пострелять в орла всегда найдется немало охотников…


– Что бы вы еще пожелали народу Татарстана, кроме правильного выбора?


– Во-первых, продолжения тех величайших традиций развития культуры, духовных ценностей, которыми были всегда богаты народ Татарстана и татарская нация. Вы ведь второй по численности этнос в России. Но значимость народа не только в численности. А в его духовном, интеллектуальном и, конечно, экономическом потенциале. И в этом смысле татарский народ безусловно и однозначно имеет громадное значение в обустройстве России. Потому что тюрко-татарский и славяно-русский элементы испокон века составляли и составляют сегодня фундамент Российского государства. Без преувеличения можно сказать, что ныне благополучная ситуация в Татарстане в огромной степени влияет на благополучие и стабильность во всей России. Поэтому мое пожелание народу Татарстана – благополучия и мира каждой семье. И вновь повторяю – разумного выбора будущего главы республики. Не давайте забить свою голову пустыми обещаниями неизвестных кандидатов, речами утопического рода и плана, а исходите из того, что конкретно человек сделал и может сделать для процветания и благополучия граждан своей республики. Для меня, если бы я был избирателем Республики Татарстан, сомнений абсолютно не существовало бы: я отдал бы свой голос за Минтимера Шариповича. От добра добра не ищут. Мне представляется, что самая главная проблема в нашем современном обществе состоит в проблеме лидера, в чистоплотности, работоспособности и грамотности этого лидера. Народ Татарстана до сего времени еще не ошибался в своем выборе, доверяя руководство своей республикой, свою судьбу вот уже в течение многих лет Минтимеру Шаймиеву. Хочется верить, что он сделает правильный выбор и нынче. Ваш пример будет вдохновляющим и для других. А если люди научатся выбирать для себя толкового лидера, то страна неминуемо выйдет из кризиса. И станет благополучной, правовой страной, где будут утверждаться принципы демократии, уважения к закону. Посему нам надо набираться терпения и самое главное – в каждом другом человеке республики, своей страны видеть своего собрата, согражданина, а не делить людей по национальным и религиозным признакам. Нам нужно общество, которое выстраивается на принципах сотрудничества, сотворчества. И такое общество мы имеем шанс создать. Перед нами есть очень хороший пример – Татарстан. Энергичные и созидательные импульсы для сотворения такого общества сегодня идут именно из вашей республики. Успехов и здоровья вашему трудолюбивому народу.


– Скажите, пожалуйста, а личные контакты с руководителями нашей республики сохранились у вас?


– Разумеется. У меня в Татарстане очень много добрых друзей. Хорошие отношения и постоянные контакты поддерживаем мы с Фаридом Хайрулловичем Мухаметшиным, сыгравшим очень большую роль в стабильности республики. Я думаю, что и для Минтимера Шариповича это огромное приобретение – иметь рядом с собой такого грамотного, честного, чистоплотного человека, как Фарид Хайруллович. Я знаю Премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова, молодого, работоспособного, весьма энергичного человека, мэра Казани Камиля Исхакова… Но самый тесный и постоянный контакт я поддерживаю, конечно, с Минтимером Шариповичем Шаймиевым. Не знаю, как по татарским обычаям, но, следуя нашим, я всегда советуюсь с ним, как со старшим. Зная его регулярные встречи с Президентом, Председателем Правительства России, я даже посылал ему как-то записку на 25 страницах по развитию нашей Федерации с моими беспокойствами, чтобы он довел их до руководства Российской Федерации при общении с ними. И Минтимер Шарипович их с благодарностью принял. Убежден, что он исполнил мою просьбу. Убежден я и в том, что деятельность таких крупных фигур сегодняшней нашей российской политики, как Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Дмитрий Аяцков, Валерий Коков, Эдуард Россель и другие, их влияние помогут изменить ситуацию в целом по стране, построить истинно демократическое общество, где будут благополучно и комфортно чувствовать себя все граждане нашего великого Отечества.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще