Уж финиш близится…

Избирательная кампания 2001 года неумолимо близится к финалу, и сейчас главной заботой всех кандидатов на должность Президента РТ является грамотное завершение предвыборной агитации.

Избирательная кампания 2001 года неумолимо близится к финалу, и сейчас главной заботой всех кандидатов на должность Президента РТ является грамотное завершение предвыборной агитации. Кстати, именно в эти дни наиболее предусмотрительные претенденты проявляют особый интерес к состоянию своих избирательных фондов, чтобы обезопасить себя от каких-либо нежелательных сюрпризов и объяснений с Центризбиркомом РТ впоследствии.


Более подробная информация на эту и некоторые другие темы – в беседе с юристом Центризбиркома РТ Виталием Гавриловым.


– Есть ли право вести агитацию среди населения за кого-либо из кандидатов у обычных граждан?


– Разумеется, ни одному из татарстанцев не возбраняется свободно проводить предвыборную агитацию в установленных законом формах. Это, в первую очередь, проведение массовых мероприятий – собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций и так далее. Следует уточнить, что использовать в целях агитации СМИ и распространять печатную и аудиовизуальную продукцию агитационного характера можно только с согласия кандидата и с непременной оплатой из его избирательного фонда.


– Отмечены ли нарушения закона при ведении предвыборной агитации?


– На одном из своих заседаний рабочая группа Центризбиркома РТ пришла к выводу: уже допущено несколько нарушений. Кое-кто из кандидатов на встречах с избирателями не стал утруждать себя выбором выражений в адрес соперников, несколько печатных изданий “обратили внимание” лишь на некоторых кандидатов. И то и другое идет вразрез с законодательством, которое исключает “собственную” агитацию СМИ, предусматривает создание равных условий для всех кандидатов и безусловное соблюдение этических норм на всем протяжении избирательной кампании.


– Если на каждом шагу будут возникать запреты и ограничения, не превратится ли избирательная кампания в некое мероприятие доперестроечных лет, когда любая критика воспринималась чуть ли не в штыки?


– Речь не идет о каком-то табу на критику. Кандидаты имеют полное право знакомить население со своей точкой зрения (в том числе и нелицеприятной для соперника!) на многие проблемы. Но даже самая жесткая политическая борьба не имеет ничего общего с распространением сведений, оскорбляющих честь и достоинство человека. В принципе, не исключено обнародование в СМИ и таких фактов, которые явно не пойдут на пользу другим претендентам. В этом случае требования закона однозначны – те же СМИ должны предоставить возможность оппоненту для ответного выступления или опровержения.


– Что говорит закон об оплате информационных услуг, предоставляемых кандидатам?


– Все средства, которые тратятся во время избирательной кампании, должны поступать только из избирательных фондов. Размер каждого из них не должен превышать 7 миллионов рублей (не больше чем в 20 тысяч раз минимальной оплаты труда, установленной в Татарстане).


– Напомните, какие средства аккумулированы в избирательном фонде кандидата.


– По 60 тысяч рублей в каждый из пяти избирательных фондов перечислил Центризбирком РТ. Но есть там и собственные средства кандидатов, деньги избирательных объединений, добровольные пожертвования граждан и юридических лиц… Каждая из этих сумм, разумеется, не произвольна, а имеет ограничения и определенные соотношения с минимальной оплатой труда, принятой в нашей республике.


– Удастся ли Центризбиркому РТ проконтролировать расходование кандидатом средств, предназначенных для избирательной кампании?


– Во-первых, Центризбирком РТ обладает правом еженедельно делать запрос в банк “Татарстан” о поступлении и расходовании средств со специального счета кандидата и получать интересующие сведения. Во-вторых, сам кандидат должен вести учет “движения” средств своего избирательного фонда. В-третьих, не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов кандидат обязан представить в Центризбирком РТ финансовый отчет о размерах и всех источниках создания своего фонда, а также обо всех произведенных затратах.


– Станет ли известно обо всем этом избирателям?


– Копии всех финансовых отчетов кандидатов будут опубликованы в СМИ не позднее трех дней после их поступления.


Информцентр “Выборы”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще