– Валерий Павлович, в феврале исполнилось десять лет с того момента, как был создан Госкомитет по управлению госимуществом. На пике приватизации, в начале и в середине 90-х годов, это ведомство нередко называли “вторым правительством республики”. Сегодня, когда государство ушло из многих отраслей народного хозяйства, каковы ваши основные задачи в области управления госимуществом?
– Мы их достаточно полно и подробно изложили в концепции управления государственным имуществом, которая была принята в апреле прошлого года. В этом документе четко прописано: основные задачи, которые мы должны решить, связаны с обеспечением эффективного управления государственным имуществом, привлечением инвестиций для развития предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом. Для формирования статуса государства как эффективного собственника, обеспечения экономических интересов Татарстана и создания правовых и организационных механизмов реализации концепции в прошлом году Кабинет Министров принял более 15 нормативных правовых актов.
В нынешнем году Госкомимущество совместно с министерствами и ведомствами планирует провести инвентаризацию госпредприятий и учреждений для того, чтобы проверить и перерегистрировать их учредительные документы, перезаключить договоры по передаче имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление) с учетом наделения их имуществом в объеме, необходимом для выполнения уставных целей и задач. Будет ужесточен контроль за финансово-хозяйственной деятельностью государственных унитарных предприятий, перечислением части их прибыли в бюджет, введением ежегодных обязательных аудиторских проверок. Кроме этого, Госкомитет намерен привести контракты найма руководителей в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, в частности, установить пороговые значения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Для того чтобы повысить эффективность управления государственным имуществом, нужно оптимизировать число унитарных предприятий. Поэтому в нынешнем году мы продолжим приватизацию государственного имущества. Сегодня приватизация должна стать препятствием банкротству, действенным рычагом финансово-экономического оздоровления предприятий. Таким образом, мы поможем создать условия для привлечения инвестиций, появления действительно эффективных собственников. В 2001 году мы намерены в основном завершить приватизацию предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
– Как Правительство намерено распорядиться государственными пакетами акций крупнейших предприятий?
– Считаем, что во многих случаях государству для участия в управлении АО достаточно иметь блокирующие пакеты. Наше влияние не должно быть доминирующим, чтобы не отпугнуть инвесторов. Наоборот, государство должно помочь нашим промышленным “китам” создавать образ действительно инвестиционно привлекательных компаний, чьи акции успешно котируются на международных фондовых рынках.
Мы стремимся к сокращению числа акционерных обществ с госдолей и одновременно к усилению роли государства как собственника в тех обществах, где его участие действительно необходимо. Пакеты акций средних и мелких предприятий, которые могут быть безболезненно выведены из-под государственного контроля, будут проданы в ближайшее время.
– И какие это будут предприятия?
– Уже принято решение о проведении в начале марта конкурса по реализации контрольного пакета акций ОАО “Лениногорский завод “Газспецмашремонт”. Принято постановление Кабинета Министров РТ о проведении коммерческого конкурса по реализации госпакета акций ОАО “Мактаминский кирпичный завод”. Планируем предложить для конкурсной продажи госпакеты акций ОАО “КОМЗ-Байгыш”, “Сантехприбор”, “Авиакомпания “Татарстан”, “Второе Казанское авиапредприятие”, “Альметьевский трубный завод”, “Казанский хлебозавод №4”, “Казанский хлебозавод №5”, “Бавлинский хлебозавод”, “Микрон”, “Заинская кондитерская фабрика”. Инвестиционные условия коммерческих конкурсов составлены так, чтобы покупатели в первую очередь погасили задолженность акционерных обществ перед бюджетами, целевыми бюджетными и внебюджетными фондами всех уровней,по заработной плате. Они должны также восстановить платежеспособность предприятий, пополнить оборотные средства, провести модернизацию и реконструкцию оборудования.
– Были ли примеры, когда кредиторы забирали акции предприятий за долги?
– Государство не отвечает по долгам акционерных обществ. Поэтому государственный пакет акций не может перейти в собственность кредитора за долги общества. В то же время законодательство о банкротстве предусматривает возможность создания на базе имущественного комплекса предприятия-банкрота нового акционерного общества, ценные бумаги которого становятся собственностью предприятия-банкрота и подлежат продаже с торгов. Средства от реализации акций направляются на погашение задолженности перед кредиторами. Иногда кредиторы общества превращаются в его акционеров.
Татарстан как кредитор имеет опыт использования ценных бумаг при реструктуризации долгов предприятия. Это, например, облигации, конвертируемые в акции, выпускаемые предприятиями на сумму их задолженности перед кредиторами, в том числе и перед бюджетом. Финансовое оздоровление по такой схеме прошло, например, в ОАО “КамАЗ” и “Тасма-Холдинг”.
– Мы говорили в основном о промышленных предприятиях. Но существует еще и село. Какова политика государства в области приватизации предприятий сельского хозяйства? Ведь сегодня в этой отрасли очень много убыточных предприятий…
– Если взять данные на 1 января 2001 года, то в агропромышленном комплексе приватизировано 423 предприятия. Еще 19 находятся в режиме приватизации. Среди них такие как ГУП “Алексеевский молочноконсервный комбинат”, птицефабрики “Чистопольская”, “Юбилейная”, совхоз “Весенний” и другие. Всего же в соответствии с государственной программой предстоит приватизировать еще около 170 предприятий АПК.
Учитывая, что в силу определенных объективных и субъективных причин более половины сельскохозяйственных предприятий убыточны, мы ищем новые подходы к приватизации, которые способствовали бы их финансовому оздоровлению. Например, в зверосовхозе “Берсутский” часть государственного пакета акций реализуется внешним инвесторам, занимающимся выделкой, пошивом и реализацией готовых меховых изделий: заключено опционное соглашение с инвестиционными условиями. После выполнения инвестором условий договора Госкомимущество РТ исполнит свою часть обязательств: продаст инвестору 30 процентов акций со скидкой 30 процентов.
Одним из перспективных направлений приватизации в сельском хозяйстве мы считаем создание вертикально интегрированных структур на базе предприятий с различной формой собственности. Это позволит не только замкнуть в единую технологическую цепочку цикл “производство – хранение – переработка – реализация сельскохозяйственной продукции”, но и перераспределить часть прибыли в пользу сельских товаропроизводителей. По данной схеме в 2000 году практически завершена работа по созданию ОАО “Агрофирма “Сосновоборская” на базе ОАО “Набережночелнинский мясокомбинат” и производственных кооперативов “Татарстан”, “Алга”, “Ленар” Тукаевского района, колхоза им. М.Джалиля и совхоза “Урожайный” Мензелинского района. Аналогичная работа завершается в Тетюшском районе, где на базе ОАО “Тетюшский мясокомбинат” и ПСК “Новый мир” создается ОАО “Агрофирма “Тетюшская”.
Однако нас не устраивают как темпы, так и качество приватизации в агропромышленном комплексе. Многие руководители сельскохозяйственных предприятий из года в год, имея убытки и боясь потерять власть, препятствуют приватизации и привлечению инвестиций.
– Станем ли мы свидетелями приватизации оборонных предприятий в нынешнем году?
– Приватизация оборонных предприятий, особенно крупных производителей военной техники, очень непростой процесс. Он требует детального согласования с федеральными органами государственной власти, военными ведомствами. Здесь возникает много вопросов, решение которых может быть только совместным.
Сейчас, например, мы работаем с федеральными органами государственного управления по привлечению федеральных бюджетных средств в качестве вклада в уставный капитал при акционировании Всероссийского научно-исследовательского проектного института медицинских инструментов. Получено подтверждение из Минпромнауки РФ и Минимущества РФ о выделении предприятию средств из бюджета РФ.
– Поддерживаете ли вы отношения с Минимущества России? Как они строятся?
– Мы не оставляем без внимания вопросы управления федеральной собственностью, находящейся на территории нашей республики. В Госкомитете в 1999 году создан отдел федерального имущества, на который возложены информационно-аналитические и контрольные функции, исполнение заданий и поручений министерства, а также обеспечение поступлений в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества.
Госкомитет работает в рамках российской Концепции управления государственным имуществом и приватизации, которая конкретизирована в республиканской. Мы активно принимаем участие в мероприятиях Минимущества РФ и используем в своей деятельности полезный опыт и основные методологические подходы в области приватизации и управления имуществом.
– Как вы считаете, нужен ли был особый путь Татарстана в области приватизации государственного имущества?
– Наверное, нужен. Как вы знаете, приватизация в нашей республике при общей методологической основе имела некоторые особенности и отличия от российских подходов. Это отличия в оценке имущества, системе его безвозмездной передачи через именные приватизационные вклады, в характере льгот трудовым коллективам и т.д.
“Особый путь” позволил смягчить процесс перехода к частной собственности, более болезненный в других регионах России, защитил интересы трудовых коллективов, которым дали больше возможностей для того, чтобы получить свою долю имущества республики.
Однако сегодня, когда массовая приватизация закончена и на первый план выходит задача поиска эффективного собственника и инвестора, эти подходы уходят в прошлое. Отдав дань социальной справедливости, мы должны работать теперь в едином рыночном пространстве России, где установлены экономические правила игры, согласно которым крупный собственник больше заинтересован в развитии предприятия, чем мелкий акционер.