Вот этот наивный вопрос, ответ на который ясен и младенцу, задал на минувшей пленарной сессии Госсовета народный депутат Индус Тагиров.
Дырка – это то, что останется от суверенитета республики, если депутаты изо дня в день будут сдавать позиции, отдавая на откуп прокуратуре свое законотворчество, сам же и ответил Индус Ризакович. Мы должны знать, до каких пор будем и можем отступать. До ликвидации Конституции, признав тем самым отмену результатов всенародного референдума? Или все же есть грань, где мы должны остановиться и сказать себе: вот то, что соответствует интересам и России, и Татарстана, что реализует суверенные права республики и в то же время обеспечивает целостность Российской Федерации.
Да, к сожалению, а вернее даже – к недоумению, за минувшие полгода, прошедшие со времени опубликования знаменитого определения Конституционного суда РФ о ликвидации суверенитетов, в нашей республике так и не был выработан концептуальный подход в отношении дальнейших действий Госсовета (о чем, кстати, говорилось в прошлых моих заметках и чего так ждут граждане). Недоумение общественности по поводу нерешительности и выжидательности наших парламентариев, что называется, витало в воздухе. И вот, наконец, впервые с трибуны парламента прозвучало вслух: доколе? Пора бы уж народу конкретно сказать, куда мы идем – вперед или назад? А если отступаем, то почему от этого будет хорошо России?
Индус Тагиров, который, похоже, не возлагает уже никаких оптимистичных надежд на согласительную комиссию в Нижнем Новгороде, выдвинул конкретное предложение: создать у себя комиссию, которая и займется выработкой концептуального подхода в деле приведения в соответствие татарстанских законов с федеральными. И то верно, а то ведь кто только не занимается приведением в соответствие правового поля. (Уже и рядовые граждане втянулись в сей азартный процесс!) Возможно, на поле этом и растут сорняки, которые надо выкосить без сожаления, но как знать, который из косарей прав?
А поводом для начала разговора о “сорняках” послужил один из очередных законов, от которого по инициативе прокуратуры необходимо отказаться татарстанцам.
Ладно бы, если это был закон о пчелах, птичках или тараканах. Речь идет о законе “О международных договорах Республики Татарстан”. Повлечет ли его утрата какие-то негативные последствия для республики? Ущемит ли ее полномочия? Нет, не повлечет и не ущемит – таково мнение прокурора республики Кафиля Амирова, убежденного в том, что при наличии федерального закона, регулирующего порядок международных договоров, не было никакой необходимости в принятии своего идентичного татарстанского закона.
Конечно, тут напрашивается вопрос: почему же прокурор раньше об этом молчал? Можно было бы и подсказать депутатам, чтоб не тратили времени зря на ненужную суету, принимая в работу закон на стадии проекта. Однако здесь примечательно другое – то, что с выводами Кафиля Амирова согласились не только члены депутатской Комиссии по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей, но и департамент внешних связей, Министерство торговли и внешнеэкономических связей. То есть как раз те самые структуры, деятельность которых, надо полагать, сильно усложнится ввиду зависимости от федерального центра.
Народный депутат Сергей Осколок привел пример того, как из-за вмешательства Правительства РФ сошли на нет договоренности, достигнутые Правительством РТ относительно важного заказа для оборонной промышленности. Зеленодольский завод имени Горького на протяжении двух десятков лет строил корабли на экспорт. Была возможность заполучить эти же корабли для ремонтных работ и, таким образом, создать дополнительные рабочие места и сохранить квалифицированных специалистов. Но, как своеобразно доложил коллегам Осколок, путинское окружение, “пользуясь тем, что оно пришло из Ленинграда к власти”, перекинуло эти заказы в Санкт-Петербург. Зеленодольцы же остались при своих собственных неудовлетворенных интересах.
– Вас устраивает такое положение дел? – вопросил депутат, который категорически не согласился с предложением отменить республиканский закон о международных договорах. – Меня и зеленодольцев – нет!
Вероятно, эмоциональные выступления двух процитированных народных депутатов все же достигли цели. Парламент, собравшийся было уже окончательно списать в архив обсуждаемый закон, дружно проголосовал за… Впрочем, трудно даже сказать, за что конкретно отдали свои голоса депутаты. Проект, предписывающий отменить закон, было решено принять в работу в первом чтении. Что это означает, вряд ли кто сейчас скажет. Скорее всего, как осведомил депутатов Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин (который, кстати, вроде бы согласился с выступлениями, но в то же время признал правоту прокуратуры), к подобным отложенным законопроектам парламент вернется после выборов Президента РТ. И решение по ним будет принято, естественно, с учетом той государственной политики, которую поведет глава республики.