После официальной регистрации кандидатов на должность Президента РТ настала пора предвыборной агитации. Этот этап избирательной кампании особенно интересует население, потому что именно в это время можно составить полное представление о каждом кандидате и утвердиться в своем выборе.
Предвыборная агитация, разумеется, не стихийный процесс. Законодательством определены четкие “правила поведения” и в этот период избирательной кампании. О некоторых из них рассказывает юрист Центризбиркома РТ Виталий ГАВРИЛОВ.
– Многих татарстанцев интересует вопрос: где в соответствии с законом можно проводить предвыборную агитацию?
– Закон РТ “О выборах Президента Республики Татарстан” предоставляет широкий простор для инициативы кандидатов и групп их поддержки. Поэтому предвыборная агитация может проводиться по нескольким направлениям: во-первых, на теле- и радиоканалах, в периодических печатных изданиях, во-вторых, на массовых мероприятиях, к которым относятся собрания и встречи с гражданами, митинги, демонстрации и шествия, в-третьих, посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других материалов.
В принципе, могут быть использованы и иные формы работы, кроме перечисленных. Но ни одна из них не должна противоречить законодательству.
– Судя по всему, это требование распространяется и на содержание теле- и радиопередач с участием кандидатов?
– Это действительно так. Каждому кандидату придется серьезно подумать о соответствии своих публичных высказываний законодательству. Все остальное зависит от воли и выбора соискателя. Он может участвовать в дебатах, дискуссиях, “круглых столах”, пресс-конференциях, но вправе и отдать предпочтение, скажем, интервью, выступлению, политической рекламе, телеочерку.
– А что, собственно говоря, можно квалифицировать как нарушение закона?
– В первую очередь, агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства. Как нарушение закона расценивается и предвыборная агитация, сопровождаемая предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
– Кому по роду службы запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы?
– Запрет распространяется на органы государственной власти, управления и местного самоуправления, воинские части, военные учреждения и организации, благотворительные и религиозные объединения, избирательные комиссии. Также по закону агитацией и пропагандой не вправе заниматься лица, занимающие государственные должности, государственные служащие местного самоуправления, военнослужащие при исполнении своих обязанностей, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
– Как известно, в Центризбиркоме РТ состоялась жеребьевка, где каждый из кандидатов получил “свое время” бесплатного эфира на ГТРК “Татарстан”. Но мы наверняка увидим предвыборные материалы и в негосударственных СМИ. На каких основаниях это станет возможным?
– В полном соответствии с выборным законодательством негосударственные организации телерадиовещания и редакции периодических изданий тоже вправе предоставить кандидатам эфирное время и печатную площадь. Но об условиях и размере их оплаты, единых для всех кандидатов, следовало сообщить в средствах массовой информации и поставить в известность Центризбирком РТ. Игнорирование этих требований равноценно отказу от участия в предвыборной агитации.
– Жители нашей республики уже предвидят, что в скором времени стены их домов и подъездов будут обклеены листовками с фотографиями и заверениями в искренней любви к ним кандидатов. Интересно, эти “художественные мероприятия” кто-то должен регулировать или они полностью отданы на откуп избирательным штабам?
– Напомню одно из незыблемых правил предвыборной агитации: агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия их собственников или владельцев. Запрещается расклейка таких материалов на памятниках, обелисках и зданиях, представляющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а также перед входом и в самих помещениях, где расположены избирательные комиссии, и в помещениях, где проводится голосование.
– Сейчас все чаще публикуются результаты опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами Президента Татарстана. Не является ли это нарушением закона и своеобразным давлением на избирателей?
– Подобные публикации не нарушают закон. Но при условии, что названы организации, проводившие опрос, указаны время их проведения, число опрошенных, метод сбора информации, даны четкие формулировки вопросов и статистические оценки возможных погрешностей.
А вот обнародование результатов опросов общественного мнения и всех других предвыборных социологических исследований за три дня до голосования и 25 марта запрещается и расценивается как нарушение закона.
Информцентр “Выборы.”