Процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным грозит стать бесконечным. Ведь чем дольше он продлится, тем дольше федеральный центр будет обладать механизмом давления на губернаторов. И сколько бы ни исправляли регионы свои уставы и конституции, чиновники с завидным постоянством будут находить в них признаки сепаратизма.
Примером может послужить утвержденная в конце прошлого года новая редакция Конституции Башкортостана. Сразу после принятия внесенных в нее поправок полномочный представитель Президента в Поволжье Сергей Кириенко назвал это “общей победой” башкирских законодателей и федерального центра. А Президент Башкортостана Муртаза Рахимов облегченно рапортовал: “Новая редакция Конституции учитывает все замечания, поступившие от Президента”. Однако не прошло и месяца, как на эту самую новую редакцию был вынесен протест Генеральной прокуратуры. Незаконными с ее точки зрения оказались положения о “суверенитете Республики Башкортостан”, о языковом цензе для кандидатов в президенты республики, сам факт существования в Башкортостане двух государственных языков, а также право Президента республики на помилование преступников, порядок формирования палаты представителей Госсобрания, избрания судей и приема на госслужбу.
Мало этого, теперь еще и заместитель Кириенко Александр Евстифеев заявляет, что башкирская Конституция по-прежнему содержит противоречащие Конституции России и федеральному законодательству положения. По словам Евстифеева, башкирские законодатели “отказались учитывать неоднократные замечания экспертов аппарата полпреда, высказанные в ходе работы согласительной комиссии по приведению республиканского законодательства в соответствие с федеральным”. Как сообщил пресс-секретарь полпредства Сергей Новиков, основное несоответствие заключается в закрепленном Конституцией верховенстве республиканских законов, регулирующих отношения, находящиеся в совместном ведении республики и центра, а также отношения, отнесенные к исключительной компетенции федерального центра.
Похожая судьба ждет, видимо, и Конституцию Татарстана, внесение изменений в которую отложено по обоюдному согласию до завершения согласительных процедур по законам и выборов Президента республики. Впрочем, несмотря на эту договоренность, в Верховный суд Татарстана поступил иск Генпрокуратуры об отмене норм республиканской Конституции, противоречащих отдельным федеральным законам. А если учесть, что с февраля вступают в действие путинские законы по укреплению властной вертикали, которые дают Президенту право отстранять губернаторов за нарушение законодательства, простор для пользования дубинкой открывается широкий.
При этом федеральный центр не принимает никаких мер по изменению собственных законов, которые приняты с нарушением федеральной Конституции, и продолжает настаивать на пересмотре законов, принятых субъектами РФ.
Если речь по-серьезному идет о гармонизации законодательно оформленного правового поля в РФ, то трудно найти объяснение одностороннему подходу к этой сложнейшей проблеме со стороны федерального законодателя и Минюста РФ.
Светлана МИХАЙЛОВА.
Корреспондент газеты “Время новостей” (Москва).
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”.